Чем только не приходилось писать поэту-страннику, лишённому минимальных бытовых условий! И колючкой, подобранной в калмыцкой степи, и веткой вербы, и даже… «иглой дикобраза из гилянских лесов». Если работал в нормальных условиях (что очень редко бывало), то писал каллиграфическим почерком; если трясся на крыше вагона, то буквы наезжали друг на друга, превращались в каракули. Отсюда — такой разный почерк у Велимира Хлебникова.
В сентябре 1931 года Вера Хлебникова организовала переезд своих престарелых родителей в Москву, так как в голодной Астрахани им невозможно было выжить на скудную пенсию. К этому времени у них осталось лишь самое необходимое, поскольку В.А. Хлебников был освобождён от должности директора заповедника по инвалидности, а его квартира была на две трети заселена другими жильцами. Таким образом, многие вещи были распроданы, но и того, что осталось, как замечает Пётр Митурич, хватило на две подводы. Хрупкая веточка вербы была бережно сохранена. Позже в Москве, по его словам, понемногу всё рассовали, всему нашлось место.
Из «орудий труда» великого поэта сохранилась не только ручка из ветки вербы, которой без малого сто лет, но и карандаш фирмы «Кохинор», и чернильница (с утратами).
Большое количество фамильных реликвий Хлебниковых служит подспорьем для создания уникальных выставок с подлинными экспонатами, например: «Футуристическая книга» (из личной библиотеки Велимира Хлебникова и его друзей: поэтов-футуристов), «Поэзия пера и кисти» (живопись и графика Веры Хлебниковой) и др. Всё это усиливает нашу сопричастность не только к семье Хлебниковых, но и ко времени, когда они жили. Личные вещи Велимира Хлебникова, а также его родителей, сестёр и братьев, помогли создать уникальную музейную экспозицию: «Предметы быта семьи», «Уголок футуризма», «Комната Велимира», «Комната Веры Хлебниковой», «Зал Велимира».
Поступление: 1997, дар М.П. Митурича-Хлебникова (Москва).