19 апреля 2020 г. исполнилось 120 лет со дня рождения одного из самых ярких и талантливых режиссеров в истории мирового кино — Александра Лукича Птушко (1900–1973).
Многим из нас с вами знакомы такие произведения киноискусства, как «Новый Гулливер» и «Золотой ключик», «Каменный цветок» и «Садко», «Илья Муромец» и «Сказка о потерянном времени», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила»… Разве можно себе хоть на минуту представить отечественный кинематограф без великолепных, потрясающих воображение «Алых парусов» Александра Птушко!
Кинорежиссер-новатор работал и на пересечении жанров: в создании одного из первых советских «фильмов ужасов» — цветной экранизации повести Николая Васильевича Гоголя «Вий» — он принимал участие в качестве соавтора сценария, художественного руководителя, постановщика комбинированных съемок и трюковых сцен.
Не одно поколение наших соотечественников выросло на этих сказках. Проходят годы, появляются новые головокружительные технологии, но сказочные киношедевры Александра Лукича Птушко всё так же интересуют зрителей. Несмотря на то, что эти художественные фильмы снимались в докомпьютерную эпоху, картины не потеряли своей визуальной привлекательности, поскольку в них тщательно продумывалось все: от цветовой концепции и освещения сцены до тонкостей отделки костюмов и реквизита. Птушко относится к тем великим кинорежиссерам — художникам, которые с помощью изобразительного ряда, движения, костюмов создавали особое эстетическое измерение, прекрасно передающее смысл картины. И это та отличительная черта, по которой определяется особый стиль режиссера, его эстетика.
Александр Лукич Птушко был человеком творческим, многогранным: кинорежиссер, кинооператор, художник, мультипликатор. Деятельность «Птушко — киноволшебника» стала целой эпохой в нашем кинематографе. Режиссер достиг в своих художественных киноработах тех вершин, на которые в течение десятилетий равнялись мировые лидеры кинематографа. Он был изобретателем в области комбинированных съёмок, создателем первого в мире полнометражного кукольного мультфильма, первого советского звукового мультфильма и первого широкоэкранного цветного художественного фильма со стереозвуком.
Режиссера привлекали в кинематографе «чудеса». В сценах чудес и превращений режиссёр воплощал самые смелые идеи комбинирования съёмок и спецэффектов, а своих персонажей выписывал крупными и в то же время достаточно простыми мазками, придавая им поистине былинный характер. Александр Птушко по праву считается мастером сказочно-фантастического жанра в кинематографе, чему, наверно, как раз и поспособствовал опыт его работы в анимации. Каждая киносказка Птушко, будь то «Золотой ключик» или «Каменный цветок» впитала в себя что-то из мультипликационных фильмов и поэтому чуть более волшебна, чем само волшебство.
Зарубежная пресса, захлебываясь от восторга, писала о непостижимых секретах русского режиссера, но секретов-то как раз у него и не было. Птушко готов был поделиться своими тайнами со всеми желающими. Своим изобретениям в области кинематографа он посвящал статьи и книги, а на практике реализовал свои разработки в художественной киносъемке.
Имя Птушко неотделимо от сказки, которая, по сути, стала для него стихией и естественной средой обитания. Именно сказочный жанр наиболее гармонично соединял в себе таланты Птушко, как фантазера-художника и выдающегося кинорежиссера.
Российская государственная библиотека искусств представляет виртуальную выставку, посвященную 120-летию со дня рождения Александра Лукича Птушко, основанную на различных документах, рассказывающих о творчестве режиссера. Самая интересная часть — хранящаяся в РГБИ коллекция подлинных эскизов выдающегося художника кино Ольги Семеновны Кручининой (1917-2007), которая долгие годы осуществляла замыслы великого режиссера, создавая костюмы к фильмам-сказкам Александра Птушко.
Многим из нас с вами знакомы такие произведения киноискусства, как «Новый Гулливер» и «Золотой ключик», «Каменный цветок» и «Садко», «Илья Муромец» и «Сказка о потерянном времени», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила»… Разве можно себе хоть на минуту представить отечественный кинематограф без великолепных, потрясающих воображение «Алых парусов» Александра Птушко!
Кинорежиссер-новатор работал и на пересечении жанров: в создании одного из первых советских «фильмов ужасов» — цветной экранизации повести Николая Васильевича Гоголя «Вий» — он принимал участие в качестве соавтора сценария, художественного руководителя, постановщика комбинированных съемок и трюковых сцен.
Не одно поколение наших соотечественников выросло на этих сказках. Проходят годы, появляются новые головокружительные технологии, но сказочные киношедевры Александра Лукича Птушко всё так же интересуют зрителей. Несмотря на то, что эти художественные фильмы снимались в докомпьютерную эпоху, картины не потеряли своей визуальной привлекательности, поскольку в них тщательно продумывалось все: от цветовой концепции и освещения сцены до тонкостей отделки костюмов и реквизита. Птушко относится к тем великим кинорежиссерам — художникам, которые с помощью изобразительного ряда, движения, костюмов создавали особое эстетическое измерение, прекрасно передающее смысл картины. И это та отличительная черта, по которой определяется особый стиль режиссера, его эстетика.
Александр Лукич Птушко был человеком творческим, многогранным: кинорежиссер, кинооператор, художник, мультипликатор. Деятельность «Птушко — киноволшебника» стала целой эпохой в нашем кинематографе. Режиссер достиг в своих художественных киноработах тех вершин, на которые в течение десятилетий равнялись мировые лидеры кинематографа. Он был изобретателем в области комбинированных съёмок, создателем первого в мире полнометражного кукольного мультфильма, первого советского звукового мультфильма и первого широкоэкранного цветного художественного фильма со стереозвуком.
Режиссера привлекали в кинематографе «чудеса». В сценах чудес и превращений режиссёр воплощал самые смелые идеи комбинирования съёмок и спецэффектов, а своих персонажей выписывал крупными и в то же время достаточно простыми мазками, придавая им поистине былинный характер. Александр Птушко по праву считается мастером сказочно-фантастического жанра в кинематографе, чему, наверно, как раз и поспособствовал опыт его работы в анимации. Каждая киносказка Птушко, будь то «Золотой ключик» или «Каменный цветок» впитала в себя что-то из мультипликационных фильмов и поэтому чуть более волшебна, чем само волшебство.
Зарубежная пресса, захлебываясь от восторга, писала о непостижимых секретах русского режиссера, но секретов-то как раз у него и не было. Птушко готов был поделиться своими тайнами со всеми желающими. Своим изобретениям в области кинематографа он посвящал статьи и книги, а на практике реализовал свои разработки в художественной киносъемке.
Имя Птушко неотделимо от сказки, которая, по сути, стала для него стихией и естественной средой обитания. Именно сказочный жанр наиболее гармонично соединял в себе таланты Птушко, как фантазера-художника и выдающегося кинорежиссера.
Российская государственная библиотека искусств представляет виртуальную выставку, посвященную 120-летию со дня рождения Александра Лукича Птушко, основанную на различных документах, рассказывающих о творчестве режиссера. Самая интересная часть — хранящаяся в РГБИ коллекция подлинных эскизов выдающегося художника кино Ольги Семеновны Кручининой (1917-2007), которая долгие годы осуществляла замыслы великого режиссера, создавая костюмы к фильмам-сказкам Александра Птушко.