Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Мир сказок Александра Птушко»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Мультипликация фильмы

Время создания
1931
Место создания
Москва — Ленинград, Государственное издательство художественной литературы
Размер
18,5x12,5 см
Техника
высокая печать
6
Открыть в приложении
#3
Птушко А.Л.
Мультипликация фильмы
#20

Мультипликационная «кухня» Александра Птушко

#10
Брошюра Александра Птушко «Мультипликация фильмы» (на обложке: «Мультипликационные фильмы»), изданная в 1931 году, в простой общедоступной форме знакомит рядового зрителя с основными техническими приемами «самой загадочной» области кинопроизводства. 

Автор наглядно разбирает способы оживления графики и объемных объектов, начиная с описания современного оборудования и инструментов и заканчивая расчетами фаз движения в кадре. Особое внимание уделяется операторским трюкам в художественных картинах и соединению натуры с мультипликацией (в этом хорошо раскрывается основной вариант заголовка, помещенный на титульном листе брошюры — «Мультипликация фильмы»).
#11
И только у нас в стране мы видим, как усиленно растет новая область широкого применения мультипликации — художественная, научная и культурная фильма.
Александр Птушко («Мультипликация фильмы», 1931)
#13
Данная работа является не первым печатным изданием по технологии анимации, до нее режиссер Александр Птушко в соавторстве со сценаристом Лазарем Сухаребским уже выпустил иллюстрированную книгу «Специальные способы киносъемки» (1930), отвечающую всем требованиям полноценного учебника для кинематографистов. А сам будущий мастер и теоретик мультипликационной съемки, еще на самом заре своей кинокарьеры, постигал основы ремесла по иллюстрированной брошюре «Трюки и мультипликация» (1926), написанной первопроходцем научной мультипликации Александром Бушкиным.
#9
Мультипликация нашей кинематографии очень нужна, но, как и в других областях этого ремесла, мы в ней технически отстаем от Запада, переживая детский период развития кинематографической культуры. Чем скорее мы начнем учиться, чем скорее переменим младенчество на пору ученическую — тем лучше.
Кинорежиссер Лев Кулешов (из предисловия к брошюре «Трюки и мультипликация», 1926)
#16
Александр Птушко пришел в кино в 1927 году. До своего поступления на Москинокомбинат (ныне — «Мосфильм») он был студентом Московского института им. Плеханова (видя себя в будущем директором типографии цветной печати) и во время учебы получил свое первое авторское свидетельство — на изобретение счетной машины. После второго курса он перевелся в художественный институт и целиком погрузился в живопись и скульптуру. 

Оглядываясь назад с вершины своего профессионального пути, Александр Лукич признавался, что никогда не изменял своим разнородным творческим стремлениям, уверенно считая, что профессия кинорежиссера объединяет в себе и изобразительное искусство, и изобретательство, и экономические способности. 
#17
В дни моей юности кино считалось низким искусством, да в этом была и доля истины. Как-то однажды я зашел в кинозал вместе со спутницей, просто чтобы переждать дождь. 

Давали документальный фильм «В дебрях Африки». И он меня заинтересовал съемками зверей. Я ведь и тогда был и теперь остаюсь художником-анималистом. Но что меня совершенно потрясло — это короткая немецкая мультипликация, которую показали потом. Оказывается, рисунки могут двигаться! Чудесные перспективы раскрывает перед художником эта возможность! 

Идея завладела мною сразу и целиком. Я довольно холодно и слишком поспешно распрощался со своей спутницей и дня три сидел, запершись, дома, «изобретая» мультипликационное кино. Мы тогда часто «изобретали велосипед» — ведь никаких центров технической информации еще не было. Я вспоминал любимую школьную забаву, которая, по-моему, и до сих пор популярна: на краешке книжных страниц рисуется фигурка человечка, потом книжка быстро пролистывается, и создается впечатление движения. Этакий самодельный мутоскоп. Так вот в чем «секрет» мультипликации! Несколько десятков рисунков передают отдельные фазы движения. А разве нельзя так же передать движение объемных предметов, куклы, например? Даже проще. Не надо для каждой фазы делать новый рисунок. Чуть тронул подвижные руки, ноги, голову — вот и пошел по экрану человечек. 

Я немедленно взялся за изготовление такой куклы и получил патент на изобретение.
Свою куклу я принес на первую советскую киностудию на Житной улице, к ее директору Илье Трайнину. Он внимательно выслушал сбивчивые мои объяснения и сказал: «Ничего не понял. Давайте попробуем на деле. Вот вам комната, пленка, камера и сделайте мне рекламную марку студии, которую будем ставить перед каждым новым фильмом». 

Я и сейчас, в старости, с удовольствием вспоминаю этот добрый разговор. Мне, мальчишке без образования, без профессии, он поверил, дал возможность работать, потому что идея показалась ему перспективной. 

А я, между тем, сел в своем новом «ателье» на студии и заплакал. Ведь я действительно ничего не умел. Зарядил пленку в старинный аппарат «Патэ», а диафрагму не открыл. Вот и считаю выдержку каждого кадра до четырнадцати. Сбиваюсь, начинаю снова. Спасибо, как-то зашел в то время еще начинающий оператор Марк Трояновский и говорит: «Да у тебя же диафрагма совсем закрыта!» Вот отчего такая бесконечная выдержка…

Через месяц показывал я руководству студии свой первый фильм. Рабочий паренек появлялся на экране и хлопал в ладоши. Возникала доска, мольберт, кисть, и паренек писал: «Новости проката Совкино» и название будущего фильма. И хотя движения были еще угловатыми и техника съемок весьма средняя — успех оказался грандиозным. Трайнин хохотал и радовался, как ребенок.
Меня взяли в штат, положили зарплату, дали столяра, оператора, и я стал кинорежиссером. Чего только ни рекламировал наш Братишкин — и лотерею Осоавиахима, и новые фильмы, и подписку на журналы… Но мне-то самому было понятно, что это только разгон. Настоящее дело — впереди.
Кинорежиссер Александр Птушко (из интервью Главному редактору в/о «Союзинформкино», 1973)
#15
Уже имея за своей спиной десятки поставленных кинокартин, несколько написанных книг и профессорство во ВГИКе, признанный мастер киносказки Птушко мог заявить, что больше не является, как прежде, сторонником «срывания покровов» с секретов трюковой и комбинированной съемки.
#18
Когда-то я любил об этом рассказывать, но с годами стал опытнее и мудрее. Нет, зрители не должны знать кухню кино. Это разрушает сказку. Разве какой-нибудь иллюзионист раскроет секреты своего мастерства публике? Тогда, хоть бросай работать! Вот за что я, кстати сказать, не люблю и некоторые газетные репортажи со съемок. Зачем мне знать, что актриса плакала глицериновыми слезами, а реку переплывал дублер? […] Нельзя разрушать сказку, подрывать веру в экран и своими руками рубить сук, на котором сидишь
Кинорежиссер Александр Птушко (из интервью Главному редактору в/о «Союзинформкино», 1973)
#19
И все-таки, прекрасно отдавая себе отчет в том, что нет в мире силы, способной пошатнуть созданные его выдумкой сказочные миры, великий киноволшебник никогда не уставал делиться «секретами». В разговоре о кино позиция мастера быстро смягчалась: «Так и быть, расскажу о нескольких», — и со свойственными ему веселостью и азартом Птушко принимался описывать очередной остроумный трюк…
#21
читать дальшескрыть

Мультипликация фильмы

Время создания
1931
Место создания
Москва — Ленинград, Государственное издательство художественной литературы
Размер
18,5x12,5 см
Техника
высокая печать
6
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%