Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Мир сказок Александра Птушко»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Заморские персонажи в фильме «Садко»

Время создания
1951
Место создания
Москва
Размер
39x51 см
Техника
бумага, гуашь
12
Открыть в приложении
#19

Живописные иноземцы в фильме «Садко»

#2
Фильм-сказка «Садко» (1952) был создан режиссером Александром Птушко по мотивам русских онежских былин с использованием сюжетов и фрагментов одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова.

Съемки новгородских сцен проходили летом 1952 года под Москвой, на берегу Пестовского водохранилища, где постановщиками был возведен старинный город Новгород с пристанью, крепостью, домами, деревянными мостовыми и тротуарами.
#7
Пристань в Новогороде у Воздвиженья на берегу Ильмень-озера. Около пристани — бусы корабли. Торговые гости новгородские и всякий люд — мужчины и женщины — толпятся около заморских торговых гостей — варяжских, индейских, веденецких и других и рассматривают навезенные ими товары.
Николай Римский-Корсаков («Садко. Опера-былина в семи картинах», 1895)
#17
В отличие от оперы Н.А. Римского-Корсакова центральным сюжетом фильма стали сказочные приключения Садко-мореплавателя. Режиссерские разработки Александра Птушко предполагали так разнообразить страны света, посещаемые былинным героем, что логического пространства для «арий» заморских гостей (в опере текстовое содержание этих арий по сути заменяет собой сами путешествия), судя по всему, уже не оставалось.
#18
Главным оператором был приглашен Федор Проворов, что позволяло вслед за «Каменным цветком» надеяться на новые нюансы работы с цветом. Путешествие по разноцветным странам лежало в основе сюжетной конструкции: Черное царство, Желтое царство, Северное море.
Киновед Нина Спутницкая
#20
Отсутствие в киносценарии заморских купцов, призывающих Садко посетить их города (не понятое огульными критиками), не помешало Александру Птушко использовать эти колоритные образы в сцене «торжища в Великом Новгороде».
#5
Венецианские гости в Новгороде. Кадры из художественного фильма «Садко» (Мосфильм, 1952)
#16
В опере «Садко» в Новгороде звучат песни Варяжского, Веденецкого и Индийского гостей. В сценарии же К. Исаев лишь невнятно намекнул на международное значение господина Великого Новгорода, мельком показав на новгородском рынке несколько фигур иностранцев.
Народный артист РСФСР Борис Бабочкин (Литературная газета, январь 1953)
#13
Вмешательство руководящих органов, ищущих «неверное политическое звучание» в постановочных решениях Птушко, не позволило реализовать все задуманное режиссером. В режиссерском сценарии фильма «Садко» (автор литературного сценария — Константин Исаев) сохранились лишь посещения Скандинавии, Индии и сказочного Подводного царства.

Сюжет с индийскими приключениями Садко также чуть не выпал из режиссерского сценария по мотивам политической корректности: по мнению оппонентов постановки, Индия была показана недостаточно условно, представая в фильме, как «страна с точным географическим адресом». Кроме того, их приводил в смущение плутоватый образ местного правителя сказочного Магараджи.
#10
Магараджа (в исполнении Михаила Астангова) и раб с опахалом. Кадры из художественного фильма «Садко» (Мосфильм, 1952)
#15
Появляются сцены из жизни Индийского царства, переданные с почти этнографической точностью. Этот разнобой [с духом былины] усугубляется иногда и неверными режиссерскими решениями. Необоснованный иронический тон присутствует в игре М. Астангова (Магараджа).
Народный артист РСФСР Борис Бабочкин (Литературная газета, январь 1953)
#6
В 1953 году советский фильм «Садко» завоевал «Серебряного льва» на 14-м Венецианском международном кинофестивале (фильм номинировался также и на главный приз фестиваля, но «Золотой лев» так никому и не был вручен).

Сразу после Венеции фильм Александра Птушко демонстрировался в кинотеатрах США с английскими субтитрами, а в 1962 году «Садко» был переиздан в Соединенных Штатах уже с полным английским дубляжом и под измененным названием «Волшебное путешествие Синдбада» (The Magic Voyage of Sinbad, 1962). 

Работавшего над американской адаптацией фильма «Садко» молодого режиссера Френсиса Форда Копполу ничуть не смутило отсутствие схожести главного героя (актер Сергей Столяров), ломающего шапку перед надвратной новгородской иконой, с… мусульманином. На пути своего волшебного путешествия Синдбад-Садко встречает «орды варваров», «загадочную Индию» и «царя Нептуна», а венецианских гостей на улицах Новгорода бодрый закадровый голос именует зажиточными местными коммерсантами.

При создании костюмов «веденецких» (венецианских) купцов художнику Ольге Семеновне Кручининой очень помогли материалы редкого издания «Geschichte des Kostüms» (1888) из фондов Центральной государственной театральной библиотеки (ныне — РГБИ)
#21
читать дальшескрыть

Заморские персонажи в фильме «Садко»

Время создания
1951
Место создания
Москва
Размер
39x51 см
Техника
бумага, гуашь
12
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%