Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Мир сказок Александра Птушко»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Костюм Артура Грэя

Время создания
1960
Место создания
Москва
Размер
45x30 см
Техника
бумага, гуашь
16
Открыть в приложении
#3
Ольга Кручинина
Эскиз костюма Грэя к кинофильму «Алые паруса»
#29

Натуральные алые паруса

#13
Цветной художественный фильм Александра Птушко «Алые паруса» (1961) — первая экранизация одноименного произведения писателя Александра Грина. 

Свои «Алые паруса» А. Грин посвятил жене Нине, он назвал историю «повесть-феерия», добавив в нее немного волшебства, но отнюдь не превратив её в сказку. В трактовке Птушко «Алые паруса» предстали сентиментальной мелодрамой, которую категорично не приняла вдова писателя Нина Николаевна Грин. Она считала, что фильм слишком оторван от авторской повести. 

Ольга Семеновна Кручинина, художник по костюмам, рассказывала, что Птушко очень любил «Алые паруса» и экранизацию повести (в свою очередь) посвятил своей дочери. Может быть поэтому фильм и получился у него таким романтическим. 
#26
С фильма Александра Птушко зритель уходит очищенный, окрыленный, освеженный высокими, справедливыми мыслями и глубокими человеческими чувствами… Постановщики «Алых парусов» удивительно удачно сумели сохранить сложную и капризную ткань гриновской повести, сумев не выплеснуть гриновского романтизма.
Заслуженный артист РСФСР Вольф Мессинг
#19
Подготовительный период картины занял год. Параллельно с выбором натуры, изготовлением реквизита и строительством декораций шел кропотливый поиск актеров на главные роли. 

На пробах 26-летний актер Василий Лановой показался настолько убедительным, что других кандидатур на роль Артура Грэя даже не рассматривали. Василий Лановой отличался природной аристократической красотой, поэтому на роль сказочного принца подходил идеально. И хотя сам Лановой ждал большего от полученной роли (по его словам, режиссеру не удалось до конца раскрыть всю глубину повести Александра Грина: «Он ее снял как сказку, а можно было как притчу, и тогда был бы фильм не для детей, а для взрослых») актер всегда с гордостью и восторгом отзывался о своем опыте работы у Птушко на «Алых парусах». 
#20
Я до работы в «Алых парусах» снялся в фильмах «Аттестат зрелости», «Как закалялась сталь». Меня уже знали и любили. И когда шел на пробы, я был уверен, что сыграю Грэя — это моя роль. Получился прекрасный фильм о верности мечте! А какая замечательная команда подобралась у Птушко!
Народный артист СССР Василий Лановой
#22
Для главного персонажа картины художник Ольга Кручинина разработала не менее десятка различных костюмов — отдельный для каждого из появлений Грэя в кадре.

В придуманной авторами фильма (отсутствующей в оригинальном произведении А. Грина) сцене посещения Зурбагана персонаж Ланового одет в изящную визитку, сапоги и форменную шляпу с золотым капитанским значком, — все из черной глянцевой кожи.
Василий Лановой и художник по костюмам Ольга Кручинина на борту барка «Товарищ» во время съемок кинофильма «Алые паруса». 1960 (из фондов РГБИ)
#27
Василий Лановой (в роли Капитана Грэя) в сцене с посещением Зурбагана. Кадр из кинофильма «Алые паруса» (Мосфильм, 1961)
#17
Мы все завидовали Ваське. Он был такой красивый в этом кожаном костюме!
Актер Олег Анофриев о Василии Лановом в роли Грэя
#16
Образ другого центрального персонажа «Алых парусов» — девушки Ассоль был определен не сразу. Режиссер и художник-постановщик по-разному представляли себе главную героиню. Среди претенденток на роль Ассоль была, в частности, Людмила Гурченко, но Птушко утвердил молодую актрису из Молдавии Наталью Маркач. Леван Шенгелия вспоминал: «Я настаивал на Насте Вертинской и даже в своих эскизах использовал ее образ. В конце концов набрался смелости и заявил: „Если героиня будет не такая, я уйду с картины“. Рассудил нас худсовет, сделав выбор в пользу Вертинской». 

Поначалу критика ругала картину за слишком яркий цвет, тяжеловесность игры многих актеров второго плана и за прямолинейность режиссерских ходов. Зато зрителям романтическая история понравилась, и фильм пользовался невероятной популярностью. В основном из-за главных героев: Василия Ланового и Анастасию Вертинскую называли самой красивой парой советского кино.
#23
Анастасия Вертинская (Ассоль) и Василий Лановой (капитан Грэй) в финальной сцене на борту баркентины «Альфа» (галиота «Секрет»). Кадр из кинофильма «Алые паруса» (Мосфильм, 1961)
#14
Фильм «Алые паруса» давался нелегко — киночиновники решили, что романтическая сюжетная линия не отвечает задачам, поставленным перед советским кино. В сценарий внесли правки, и Птушко удалось уговорить руководство киностудии дать ему хотя бы попробовать. Но заочно фильму все же присвоили самую низкую прокатную категорию и выделили крошечный бюджет. 

Но для Птушко трудности не были преградой, ведь эта история была его мечтой, поэтому и алые паруса в фильме были настоящие, шелковые, они не могли быть искусственными, фальшивыми. «Проблем с поиском нужного реквизита в те времена не было, — вспоминает художник — постановщик фильма Леван Шенгелия. — Нужны парусники — пожалуйста! А на корабль капитана Грея мы купили на ростовском заводе две тысячи квадратных метров алого материала, из которого тогда делали пионерские галстуки. Шелк был очень красивый: мягкий, струящийся…»

Алые паруса в кадре никак не удавалось сделать действительно алыми. Как вспоминал оператор фильма Виктор Якушев: «Качество пленки было не столь высоким, как сейчас, и алый цвет получался кирпичным. Наконец нашли выход: закрепили на камеру сразу несколько специальных фильтров, улавливающих цвет. И паруса получились алыми! Нам повезло в первый день съемок: только включили камеру — подул легкий ветерок, и паруса красиво надулись! Хорошо, что мы успели отснять этот кадр. Шелк вскоре испортился от морской соли».
#7
Когда мы вошли в створ Ялты Большой, надо было видеть что творилось во всей Ялте. Боже! Набережная вся мгновенно приникла сюда, к морю, смотрели, бросали чепчики в воздух, шляпы. Это была феерия. Кричали: «Ура!»
Народный артист СССР Василий Лановой
#28
В съемках фильма «Алые паруса» были задействованы два учебных парусных судна: барк «Товарищ» и баркентина «Альфа». Последней было назначено исполнять роль парусника «Секрет», на котором Грей приплывает в вымышленный рыбацкий поселок Каперна, где жила Ассоль. 

Александр Птушко твердо решил снимать кадры с алыми парусами не комбинированной съемкой, а подняв настоящие паруса из красной материи. Для этого в Ростове-на-Дону было закуплено 2000 метров легкой ткани, из которой изготавливались пионерские галстуки. С такими парусами «Альфа» плыть не могла, чтобы они не лопнули от ветра, баркентину перемещали на буксире, поднимая паруса только для съемки и только при самом слабом ветре.
#8
После окончания съёмок судно вернулось в Ростов. Тысячи метров красного шёлка отдали преподавателям и курсантам училища. Первые изготовили из ткани скатерти на «официальные» столы, а среди моряков стало модным щеголять в ярко-красных шёлковых майках и плавках.
Михаил Трофимов, заместитель директора Института водного транспорта имени Г.Я. Седова
#25
Будучи непревзойденным мастером киносъемочных трюков, Птушко хотел и «Алые паруса» насытить спецэффектами, фантазиями, этого боялись художники и операторы. Лишняя выдумка могла разрушить гриновскую драматургию. И Александр Лукич к ним прислушивался, он не был упрямым, что и спасло фильм. Мудрый Александр Лукич никогда не увлекался только трюками ради трюков. Он всегда четко и грамотно воплощал идейную суть сказки, может поэтому его фильмы не оставляют людей безразличными. Экранизация повести Александра Грина, возможно, не совсем передавала дух литературного оригинала, но очень достоверно воспроизводила классический сюжет о Золушке, которая дождалась своего принца
#30
читать дальшескрыть

Костюм Артура Грэя

Время создания
1960
Место создания
Москва
Размер
45x30 см
Техника
бумага, гуашь
16
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%