Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Мир сказок Александра Птушко»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Съемочная группа «Сказки о Царе Салтане»

Время создания
апрель 1966
Место создания
Крым
Размер
9x18 см
Техника
черно-белая фотопечать
9
Открыть в приложении
#3
Съемочная группа кинофильма «Сказка о Царе Салтане»
#7
В январе 1967 года в СССР вышла прекрасная кинокартина «Сказка о царе Салтане» — одна из лучших экранизаций бессмертных сказок А.С. Пушкина. 

Авторы-создатели фильма Александр Птушко и Игорь Гелейн (режиссер и оператор) вдвоем работали над сценарием сказки. Привлечение оператора к доработке сценария послужило дополнительной заинтересованностью его в процессе самой съемки, а богатый операторский опыт Гелейна позволил обогатить сюжет выигрышными зрелищными моментами, реализованными в фильме.
#13
Птушко всячески стремился по-своему обогатить, расцветить источник, добавив озорных, подчас, аляповатых трюковых «кружев», отформатировать Пушкина «под Птушко». Форматируя сказку, он решается дописать текст за новых — отсутствовавших в источнике — персонажей.
Киновед Нина Спутницкая о фильме «Сказка о царе Салтане»
#8
Не побоявшись безжалостной критики, создатели фильма «Сказка о царе Салтане» отказались от точной экранизации гениального пушкинского текста — скупой стихотворный ряд оставлял художникам и сценаристам широкий простор для моделирования образов, наделения их характерами и изображения действия. Родившаяся киносказка каждым своим кадром затягивает в особую невероятно цельную вселенную фантазии Александра Птушко, зажженной прочтением Пушкина.
#20
Насколько далек фильм Александра Птушко от сказки Александра Пушкина, насколько несовместны пушкинская легкость, стремительность его стиха, совершенная простота формы, наконец, логика образного мышления с тяжеловесностью конструкции картины, густым замесом быта, пусть и обрамленного фантастическими событиями, прямолинейной анекдотичностью характеров, заменившей лукавую усмешливость авторского их описания.
Кинокритики Михаил Долинский и Семен Черток (ежегодник «Экран 1966-1967»)
#22
Мне больше всего понравилась сцена плача Салтана. Этого нет у Пушкина, но это ближе всего к Пушкину… Пушкинский текст должен быть обращен в песню, где это можно.
Кинорежиссер Ролан Быков о съемочном материале к фильму Птушко 
#25
Совместно с Игорем Гелейном операторскую работу выполнял мастер цветного кино Валентин Захаров. За комбинированные съемки, представленные в «Сказке о царе Салтане» всем арсеналом способов и приемов, отвечали давние соратники Птушко — кинооператор Александр Ренков (брат Николая Ренкова) и художник Зоя Морякова.
#31
Есть у Пушкина строка: «А во лбу звезда горит». Что делать? Лампочку что ли на батарейках укрепить на лбу актрисы? Попробовали — плохо, скучно. Тут ведь лучи должны во весь экран разбегаться, как от солнца. И представьте себе — решил я эту проблему во сне. Целый технический сон привиделся — наверное, от того, что я непрестанно думал над этой задачей. А ведь так просто. Сняли мы актрису. Проявили негатив. Потом покрыли его снова тонким слоем эмульсии. Зарядили в камеру, и оператор Ренков поставил аппарат перед черным экраном. Точно в том месте, где «звезда горит», проделали в экране дырочку, сзади осветили яркой лампой и загородили стеклом с разводами, чтобы лучи разбежались. Это называется «крейнцэффект». Сняли. Отпечатали. И подлинно — «во лбу звезда горит»… С тех пор такой способ двойной съемки на один негатив стал распространенным. Он используется, когда надо снять огонь, яркий свет, например в окнах здания, или пожар…
Кинорежиссер Александр Птушко (из интервью Главному редактору в/о «Союзинформкино», 1973)
#26
Весь творческий коллектив фильма постарался зримо передать на экране и поэтическое обаяние пушкинской сказки, и мудрую мысль, лежащую в ее основе, и острый намек — «добрым молодцам урок».
Журнал «Спутник кинозрителя», февраль 1967
#24
Над созданием материальной атмосферы фильма «Сказка о царе Салтане» трудились художник по костюмам Ольга Кручинина и пара молодых художников-постановщиков — Анатолий Кузнецов и Константин Ходатаев. А прославленная Сарра Мокиль не только изготавливала куклы и диковинные маски (включая и скульптурный портрет актрисы Рябинкиной), но еще и исполнила в фильме роль Колдуньи, к которой по сценарию приходит советоваться Салтан.
#11
Актерский кастинг стал главной победой фильма. Вторым режиссером на картине работала дочь режиссера Наталья, которая, согласно архивным материалам, самостоятельно провела набор всех исполнителей на главные роли.
Киновед Нина Спутницкая
#27
Через много лет актер Олег Видов будет вспоминать:
#28
Я снялся у Птушко в фильме «Сказка о царе Салтане». Я сыграл князя Гвидона. Этот фильм был такого типа как снимали на «Юниверсал», русские Star Wars или русский «Багдадский вор». Потрясающий фильм. Александр Лукич Птушко, он был удивительным художником, который влюбился в куклы и создавал куклы. У него был фильм «Новый Гулливер», где Гулливер пел свою знаменитую песню «Моя лилипуточка, приди ко мне…» Для нас, ребятишек, тогда это был удивительный мир, такой же удивительный как и другой его фильм, «Золотой ключик». Эти фильмы были подарками моего детства. Эти фильмы подарили мне мир сказки, и я остался привержен этому миру.
#14
Роль Царевны-Лебедь исполнила балерина Большого театра Ксения Рябинкина. Силуэт заколдованной Царевны у Птушко — изящный, пластичный, поистине лебединый. Увидев Рябинкину в «Сказке о царе Салтане», известный индийский актер и режиссер Радж Капур, пригласил ее на главную роль в свой фильм «Мое имя — Клоун» (1970). 

Актер Владимир Андреев так вспоминает о фильме: 
#30
Я особенно люблю фильм «Сказка о царе Салтане», где мне довелось сыграть роль царя Салтана с добрыми и беззащитными глазами. Надо сказать, что фильмы моей молодости мне дороже, чем мои последние работы, в частности, в сериалах, когда все снимается быстро, и за смену нужно снять подряд семь (!) эпизодов, а текст получаешь прямо на съёмочной площадке, и все следует быстро-быстро делать. А в то время можно было поразмышлять над тем, как выстраивается действие в кадре, привыкнуть к глазам и дыханию партнера. Но это время ушло!
#29
Съемки «Сказка о царе Салтане» проходили в Крыму под Севастополем (возле древнего Херсонеса), а также в Подмосковье. Под Херсонесом на скалистых берегах слева и справа от «Солдатского пляжа» (ныне — пляж «Солнечный») были построены декорации двух городов — Царя Салтана и князя Гвидона.
#19
И вот «конфетка» для севастопольской ребятни: на террасах пляжа «Солнечный» (сейчас это парк им. Анны Ахматовой) выросли два города-крепости с маковками церквей, с золотыми колымагами, с пушками на крепостных стенах и пристанью «с крепкою заставой»… Не иначе — легендарный древний остров Авалон, на котором, согласно старофранцузским хроникам, царил вечный праздник. Не его ли имел в виду наш замечательный Первый поэт, поселяя царицу и князя Гвидона на неком зачарованном острове, в граде златоглавом? 
Леонид Сомов, заместитель редактора газеты «Слава Севастополя»
#6
«Лукич-Мастер» — так называли Птушко те, кто ценил в режиссере его художественный вкус, творческое чутье и золотые руки. Его обожали все — от ведущих актёров до обыкновенных рабочих на съёмочной площадке. 

А ведь образцы уникальных режиссерских и операторских решений никогда не рождаются без кропотливого вдохновенного труда армии гримеров, костюмеров, декораторов. Многие режиссеры предпочитают сотрудничать с одной и той же командой. И тут нет ничего странного: комфортнее работать с тем, кого знаешь, кто способен визуализировать твои фантазии. Видимо, творческие устремления Птушко, его художественный темперамент, а главное, желание создавать «волшебные фильмы», во многом совпадали, с теми людьми, которые долгие годы работали с мастером
#32
читать дальшескрыть

Съемочная группа «Сказки о Царе Салтане»

Время создания
апрель 1966
Место создания
Крым
Размер
9x18 см
Техника
черно-белая фотопечать
9
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%