Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Мир сказок Александра Птушко»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Царь Морской и царица Водяница

Время создания
1951
Место создания
Москва
Размер
50x37 см
Техника
бумага, гуашь
12
Открыть в приложении
#1
Ольга Кручинина
Эскиз костюма Морского царя к кинофильму «Садко»
#44

Загадочные существа в сказках Птушко

#22
В американском прокате в начале 1960-х гг. советский фильм-сказка «Садко» (1952) демонстрировался под названием «Волшебное путешествие Синдбада» (The Magic Voyage Of Sinbad). В качестве одного из наиболее «волшебных» эпизодов, конечно же, подавалась сцена визита «Синдбада» (Садко) в гости к «Нептуну» (то есть — Морскому царю).
#34
Там трон — жемчугами усыпанный янтарь,
На нем сидит волнам седым подобный Царь.
В заливы, в океан десницу простирает,
Сапфирным скипетром водам повелевает.
Одежда царская — порфира и виссон,
Что сильные моря несут ему пред трон.
Михаил Ломоносов («Петрияда», 1761)
#41
Надо заметить, что онежские былины рисуют фигуру Морского царя весьма отличающейся от канонов классической мифологии: и живет он в озере, и голова у него — «сенная куча», однако в своем фильме Александр Птушко сделал ставку на устоявшийся образ божества в богатом убранстве, короне из кораллов и с трезубцем в руке. На соседнем троне, в полном соответствии с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Садко» (1895), восседает жена царя морского — царица Водяница Премудрая, обаявшая зрителей и возбудившая критиков своей раскованностью.
#23
Морской царь (С.Я. Каюков) и Царица-Водяница (О.Я. Викландт). Кадр из художественного фильма «Садко» (Мосфильм, 1952)
#40
Ненужный оттенок мюзик-холльной буффонады, чуждый стилю сказки-былины, вносит в фильм пародийная сцена подводного царства в исполнении С. Каюкова (Морской Царь) и О. Викландт (Царица Водяница).
Народный артист РСФСР Борис Бабочкин (Литературная газета, январь 1953)
#24
Другим диковинным женским персонажем киносказки «Садко» стала Птица Феникс в исполнении актрисы Лидии Владимировны Вертинской. Фантастическое пернатое существо с головой актрисы напоминает Птицу Гамаюн с картины Виктора Васнецова. 

Участие в комбинированной съемке было непростым: с надетыми на руки крыльями Вертинская сидела на узкой подставочке, подтянув колени к груди. Дочь Александра Птушко (работавшая на этой картине вторым режиссером) впоследствии вспоминала: «Лидия Владимировна терпит-терпит, а потом говорит: «Лукич, больше не могу — у меня… [спина] затекла!».
#25
Лидия Вертинская в роли Птицы-Феникс. Кадр из художественного фильма «Садко» (Мосфильм, 1952)
#28
Приехали на «Мосфильм», но пока искали зал, опоздали на начало просмотра. Мы вошли в тот момент, когда на экране как раз появилась сцена с Птицей-Феникс. 

В темном зале засветилась нежным светом голубая округлая комната. Звучала дивная музыка Римского-Корсакова, а в центре экрана на ветке сидела сказочная Птица-Феникс в моем исполнении, и слышался завораживающий голос Птицы: «Спите… Спите…» Александр Николаевич стоял пораженный и восхищенный этим изумительным зрелищем. Я тоже не ожидала, что на экране получится так сказочно. 

Во мне ожили воспоминания. То, как я по многу часов была на маленьком железном сиденье на верху высокой искусственной ветки, крепко стянутая в три погибели жестким корсетом. Мои коленки были как бы грудью птицы, ноги — лапами, а руки вдеты в крылья. Движения очень ограниченные — только повороты головы, руками я поднимала крылья. А как ослепляли осветительные диги… Однажды после удачной и долгой съемки выключили свет, вся съемочная группа зашагала к выходу из павильона, забыв обо мне. И я жалобно крикнула: «А я, меня же забыли!» Лишь тогда они оглянулись и всплеснули от удивления руками…
Актриса и художница Лидия Вертинская (из книги «Синяя птица любви», 2004)
#18
В фильме «Илья Муромец» (1956) Александр Птушко продолжает щедро опробовать новейшие технические и художественные придумки, создавая средствами киноискусства чрезвычайно убедительные батальные сцены, сокрушительной силы ветра и невероятно дремучие леса. 

В финале истории, где Калин-царь бросает в бой свой главный козырь — трёхголового Змея Горыныча, чудище вылетает на поле битвы, изрыгая огонь, а потом, пораженный чудо-стрелой из грандиозной (настоящей!) метательной машины, грузно приземляется чтобы дать последний бой пешим богатырям. Действие занимает меньше трех минут экранного времени, однако на съёмки эпизода потратили целых девять дней. Кстати, на съемочной площадке был не один Горыныч, а три трехголовых змея разного размера.
#21
Кадры из художественного фильма «Илья Муромец» (Мосфильм, 1956)
#20
Самый маленький из змеев снимался в полете, его подвешивали и передвигали на струнах, которые почти незаметны в кадре. Змей размером побольше участвовал в сцене с приземлением. Чтобы он смотрелся внушительно рядом с войском, его сделали крупным — 8 метров в длину. А Горыныч-гигант снимался уже в наземном бою. Он был 20-метровым, управляли чудищем несколько асисстентов, прятавшихся внутри. По одному человеку находилось внутри двух из трех голов змея — там были смонтированы огнеметы, пламя из которых выбрасывалось на 35-40 метров. Спецэффекты, разработанные Птушко для фильма «Илья Муромец», позже позаимствовали некоторые американские режиссеры, в частности Стэнли Кубрик — для съемок «Космической одиссеи».

В первой части киносказки, где Илья Муромец побеждает Соловья-Разбойника, была реализована целая серия новаторских приемов киносъемки. Как известно, былинный Соловей-Разбойник умел свистеть так, что людей сносило бушующим ветром. Кинематографическими чудесами воздействия этого ветра на людей, животных и предметы до краев наполнены соответствующие сцены фильма.

Разработанный художником Ольгой Кручининой образ антропоморфного чудища с эффектно раздувающимися щеками необходимо было реализовать посредством небывалого грима. К счастью, в команде художников у режиссера Птушко была знаменитая Сарра Яковлевна Мокиль — автор-разработчик такой мировой новации, как пластический грим. Особым способом была изготовлена и декорирована высокоэластичная маска (она закрывала всю голову загримированного актера), позволяющая волосатым щекам «Соловья» увеличиваться до невероятных размеров.
#3
Сцена с Соловьем-Разбойником в Киеве из художественного фильма «Илья Муромец» (Мосфильм, 1956)
#15
Еще любопытный факт: в сцене боя Ильи Муромца с Соловьем свист-ветер имитировали два ветродуя (специальные установки с самолётными двигателями), пропеллеры которых и создавали воздушную бурю. Противостоять мощному потоку воздуха живой конь никак не хотел, так что пришлось пойти на хитрость. Декораторы соорудили металлический каркас, обтянули его ворсистой тканью, напоминающей шерсть лошади, приделали гриву и хвост, и получился идеальный механический конь-дублер. За счёт спрятанных внутри механизмов он мог шевелить ушами, двигать головой и передней ногой, так что в кадре выглядит вполне живым.
#30
Сцена боя Ильи с Соловьем-Разбойником из художественного фильма «Илья Муромец» (Мосфильм, 1956)
#33
Художественный фильм «Вий» (1967) — экранизация одноименной повести Н.В. Гоголя — справедливо почитается, как «первый советский фильм ужасов». И хотя формально имя Александра Лукича Птушко не значится среди режиссеров-постановщиков картины, именно ему и его команде этот фильм обязан своей атмосферой триллера, а также образами упырей, вурдалаков и других представителей фантастических потусторонних сил. 

Автором масок оборотней, окружающих Вия, и здесь стала давняя соратница Птушко — талантливая художница и скульптор Сарра Мокиль.
#27
Кадр их художественного фильма «Вий» (Мосфильм, 1967)
#31
Птушко считал, что нечистую силу в фильме должны играть люди физически крепкие, поэтому на роли вурдалаков и упырей пригласили 12 цирковых гимнастов и четверых прыгунов на батуте. А также задействовали 50 ворон (пойманных в районе студии) и 9 дрессированных чёрных кошек.
Киновед Нина Спутницкая о фильме «Вий» (1967)
#10
Вершиной творчества Александра Птушко (и последней работой в его кинокарьере) стал двухсерийный художественный фильм «Руслан и Людмила» (1972). Поэзия Пушкина и необузданная фантазия режиссера нашли свое визуальное воплощение в каждом кадре этой красивой кинокартины, насыщенной полудемоническими персонажами и сказочными превращениями. 

#43
А вот начало «Руслана и Людмилы». Когда-то я купил куст кораллов необыкновенной красоты. С тех пор я стал собирать кораллы и не уставал любоваться их причудливой формой, сказочной красотой. Как-то я расставлял их у себя в шкафу и подумал: ведь это же чудесный сад, это сад Черномора. В фильме сад Черномора сделан из моих кораллов. Я пришел на студию ставить «Руслана и Людмилу», когда давно уже дома были готовы все эти скульптурные портреты героев— Наины, Владимира, Финна, Кикиморы. Под них я подбирал исполнителей. Так давно решен был полет Черномора. Задача не из легких в век космических полетов, когда уже, кажется, ничем человека не удивишь.
Кинорежиссер Александр Птушко (из интервью Главному редактору в/о «Союзинформкино», 1973)
#42
Зловещий летающий чародей Черномор — завистливый и коварный обладатель маленького роста, большого ума и невероятно длинной волшебной бороды, являлся центральным антагонистом и наиболее загадочным существом в фильме «Руслан и Людмила».
#38
Волшебник Черномор в исполнении актера Владимира Федорова. Кадр из кинофильма «Руслан и Людмила» (Мосфильм, 1972)
#37
Я очень благодарен Александру Лукичу за то, что он предоставил мне возможность еще одного образа существования в этом мире — я стал актером. И теперь, посвятив кино много лет, я сравниваю Птушко с Петром I. Он был достаточно требователен и жёсток к окружающим, и его возмущала любая несостоятельность в профессии, но, обрушив на голову несчастного гром и молнии, он с удовольствием показывал лично, как можно и нужно делать. Он не просто требовал, а доказывал! Помню, никак не могли заполнить декорацию водой, она все время просачивалась. И Александр Лукич возмутился: «Это же так просто! Постелить брезент, насыпать конский навоз, а потом залить водой. Все поры будут забиты!» Он ни минуты не мог сидеть без дела. Будучи уже далеко не молодым человеком, обремененным множеством болезней, на площадке он занимался несколькими делами сразу.
Актер Владимир Федоров о режиссере Александре Птушко
#14
Для обеспечения визуальных эффектов и трюков в одной только сцене проезда Руслана через Страшный лес (населенный лешими, русалками, кикиморами и другой всевозможной фауной) было разработано и изготовлено на базе киностудии «Мосфильм» множество экзотических специальных объектов, устройств и механических приспособлений: каркасов камней и деревьев, подвесных систем для пролета кукол и акробатов, а также — поворотная сцена и складной меч («вонзаемый» в живого тигра). Кроме этого для лесных обитателей и призраков художник Ольга Кручинина создала десятки оригинальных костюмов, признанных кинокритиками подлинными произведениями искусства.
#13
Кикимора и Леший в Страшном лесу. Кадр из кинофильма «Руслан и Людмила» (Мосфильм, 1972)
#39
Любимая многими с детства сказка о всепобеждающей силе любви была решена на экране с удивительно точным соотношением фантастического и реального. Невероятные декорации, исполинская говорящая голова, подземные гиганты, сотни персонажей в красочных одеяниях, постоянные превращения, чудесные полеты — не отвлекали зрителя от мыслей о добре и зле. Плод многолетнего труда большого мастера кино, изобретателя и художника Александра Птушко вышел на экраны в год его смерти…
#45
читать дальшескрыть

Царь Морской и царица Водяница

Время создания
1951
Место создания
Москва
Размер
50x37 см
Техника
бумага, гуашь
12
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%