Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Мир сказок Александра Птушко»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

На съемках кинофильма «Илья Муромец»

Время создания
1955
Место создания
Ялта
Размер
8x15 см
Техника
цветная фотопечать
14
Открыть в приложении
#5
Фотоснимок момента съемок кинофильма «Илья Муромец»
#20

Цветной кинообраз Ильи Муромца

#6
Вышедший в 1956 году фильм «Илья Муромец» запечатлен в истории отечественного кино, как первый цветной широкоэкранный стереофонический полнометражный игровой фильм. В основу сюжета положен русский былинный эпос (XII–XIII веков), повествующий о сказочных подвигах Ильи Муромца и его друзей Алеши Поповича и Добрыни Никитича. Собрав все лучшее из многочисленных вариаций былин, режиссер Александр Птушко развернул масштабное, насыщенное событиями приключенческое полотно с обилием декораций, исторических костюмов, чудес и батальных сцен. 

В съемках массовых сцен «Ильи Муромца» наряду с профессиональными актерами якобы участвовали 106 тысяч военных и 11 тысяч лошадей. Эти факты были официально зарегистрированы и вошли в «Новую Книгу рекордов Гиннесса по кино» (1993) Патрика Робертсона. Но существует и «менее официальная», но подтверждаемая специалистами точка зрения: армию статистов (покорившую зрителей) Птушко создал путем мастерской уловки операторов комбинированных съемок. Кинокамеры оснастили особыми зеркальными насадками, установленными перед объективами. Благодаря этому изображения многократно множились, и это позволяло из небольших групп создавать многотысячные толпы, которые двигались в кадре совершенно синхронно.

Съемки фильма-сказки «Илья Муромец» проходили в 1955 году в Крыму. Декорации Древнего Киева с городскими постройками и крепостной стеной были возведены под Ялтой, на Чайной горке, а на берегах недавно построенного нового симферопольского водохранилища снимали днепровские эпизоды. Есть и другая версия, что часть съемок проходила на берегах Камского водохранилища близ деревень Лунежки и Константиновка, где была выстроена «малая родина» Ильи Муромца — деревня Карачарово. 
#15
Так выглядел Илья Муромец на его пути из Карачарово в Киев. Кадры из кинофильма «Илья Муромец» (Мосфильм, 1956)
#17
Артист Борис Андреев убедительно рисует образ Ильи Муромца. С пленяющей задушевностью артист передает типические национальные черты характера былинного героя. Храбрость и ум, честность и искренность, величавость и миролюбие, отзывчивость и природная русская сметка — все это сочетается у Ильи Муромца с редкой душевной чистотой.
Режиссер Михаил Долгополов («Известия», декабрь 1956)
#16
Над картиной работала целая плеяда замечательных художников кино: Евгений Куманьков, Евгений Свидетелев, Сарра Мокиль и Ольга Кручинина. 

Создавая художественный образ картины, они в первую очередь исходили из богатого наследия русской культуры XII–XIII веков. Это и памятники Владимирско-Суздальской и Киевской архитектуры, русская иконопись, русская и греческая миниатюра.
#4
«Работа художников в фильме „Илья Муромец“ — пример мастерства и изобретательности, заслуживающий пристального внимания, — писал легендарный художник-постановщик Г.А. Мясников, — Прежде всего стоит отметить, что художники проделали перед съемками гигантскую подготовительную работу, продолжавшуюся без малого два года. В этот период был изучен огромный историко-документальный материал в музеях, библиотеках и в местах расположения памятников старинной русской архитектуры». «Все, относящееся к стольному Киеву, Карачарову, и в эскизах, и в фильме воплощено в монументальных архитектурных формах, в жизнеутверждающем колорите, оптимистически окрашивающем светлое начало былины», — писал Мясников. — «Все, относящееся к царству Калина, решено в тяжелых, неуклюжих формах, в оранжево-коричневых, мрачных тонах. В таком же духе выдержаны и костюмы. Богатырские доспехи, торжественные одежды Владимира, бояр, Василисы — их строгость, ясность покроя, мажорность цветосочетаний противопоставлены экзотической декоративности тугар».
Ольга Кручинина. Эскиз костюма богатыря к кинофильму «Илья Муромец». 1954 (из фондов РГБИ)
#13
На костюме в фильме лежит печать тонкого вкуса и высокого мастерства замечательной художницы Ольги Кручининой.
Народный художник РСФСР Геннадий Мясников о фильме «Илья Муромец»
#18
Источником вдохновения художника по костюмам часто служили книги из фондов Государственной театральной библиотеки (ныне — РГБИ), читателем которой Ольга Семеновна Кручинина была с 1937 года. В образах богатырей — персонажей фильма «Илья Муромец» среди прочего просматриваются мотивы картин Виктора Васнецова и Павла Корина.
#19
Финал сцены битвы с армией Калина реконструирует картину Виктора Васнецова «Богатыри»: Добрыня Никитич — Георгий Демин, Илья Муромец — Борис Андреев, Алеша Попович — Сергей Столяров. Кадр из кинофильма «Илья Муромец» (Мосфильм, 1956)
#7
Художник по костюмам кинофильма «Илья Муромец» Ольга Кручинина и исполнитель заглавной роли в фильме актер Борис Андреев. Ялта, 1955 (из фондов РГБИ)
#9
Долгие годы Ольга Кручинина работала с Александром Птушко, разработав костюмы к семи фильмам-сказкам замечательного режиссера. В 1977 году она создала во ВГИКе Мастерскую художника-постановщика по костюмам и воспитала не одно поколение художников отечественного кино
#21
читать дальшескрыть

На съемках кинофильма «Илья Муромец»

Время создания
1955
Место создания
Ялта
Размер
8x15 см
Техника
цветная фотопечать
14
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%