В 1883 году, в честь столетия Василия Андреевича Жуковского, Академия наук организовала выставку, где наравне с рукописями юбиляра были представлены и его рисунки.
Будущий наставник великого князя Александра Николаевича, переводчик, поэт и литературный критик, Жуковский увлекся рисованием и живописью еще в 1797–1801 годах, будучи учащимся Благородного пансиона при Московском университете. Впоследствии он профессионально освоил и граверное дело. Особенно плодотворным стало для него первое путешествие в Европу в 1821 году, о котором Василий Андреевич писал Анне Петровне Зонтаг: «видел часть Германии… великолепие и прелесть… Швейцарских озер… любовался… водопадом [Рейна], его замками, его великолепными виноградниками».
Художественное наследие Василия Жуковского насчитывает около 2000 произведений: пейзажей, очерковых путевых рисунков тушью и карандашом, портретов (особое место среди них занимают портреты племянницы и возлюбленной Марии Протасовой), книжной графики, акварелей и живописных полотен.
Пётр Александрович Плетнёв, выражая мнение современников, отмечал в этих работах верность взгляда, тонкий и продуманный выбор ракурса, мастерство «схватывать вещи характеристически, в самых легких очерках». Тягу к последнему подтверждает и запись, сделанная Жуковским в дневнике во время «уральского вояжа» в свите великого князя по России: «3. Собирать все характеристичное. 4. Рисунки»(по Юрию Курочкину, «Уральские находки»).
Особое место занимает «мишенский» цикл, посвященный родным местам поэта-художника. Виды усадьбы, церкви, холма, поля, рядов деревьев, уходящей вдаль дороги создают ощущение простора и покоя.
Ранним пейзажам Жуковского, как и его ранним поэтическим произведениям, свойственны романтические образы вроде гротов, античных развалин, идиллических пейзажей. Со временем автор отказался от этих мотивов, его работы стали более реалистичными, глубокими и лично прочувствованными.
30 июня 1837 года, во время путешествия по России, Василий Андреевич Жуковский оставил в дневнике запись о Пензенской губернии, которой тогда же посвятил ряд зарисовок. Благодаря этим художественным документам сегодня можно представить, как выглядела провинциальная Пенза в XIX столетии.