Николай Пимоненко был одним из крупнейших украинских мастеров жанровой живописи последней трети XIX — начала XX века. Основной темой его творчества была повседневная жизнь украинских городов и сел.
С 1881 по 1911 год художник каждое лето проводил в селе Малютянка, где создал мастерскую. Природа и жители села и стали главными героями картины «Жатва на Украине». На фоне солнечного летнего пейзажа изображены крестьянки на жнивье. В поле на шестах, воткнутых в землю, висит люлька.
На своих картинах Пимоненко стремился изобразить единство человека и природы. Колорит картины, теплые светлые оттенки создают спокойное лирическое настроение.
Тщательная проработка переднего и дальнего плана картины, точно выстроенная композиция, открывающая панорамный вид на окружающий пейзаж, демонстрируют приверженность художника к академическому стилю в живописи.
Николай Пимоненко родился в пригороде Киева, обучался иконописи при Киево-Печерской лавре. В 1876 году его заметил основатель и директор Киевской рисовальной школы Николай Мурашко. Он оценил талант мальчика и уговорил мецената Николая Терещенко, содержавшего школу, принять Пимоненко бесплатно.
Пимоненко обучался в классе у Иосифа-Казимира Будкевича и Харитона Платонова. На втором году учебы Пимоненко признали лучшим студентом и зачислили в штат репетитором. В 1882 году он выпустился из школы со званием учителя рисования, сдал экзамены и поступил в Императорскую Академию художеств вольнослушателем. Там Пимоненко учился в мастерской Владимира Орловского, на дочери которого впоследствии женился. Академия наградила его двумя малыми и одной большой серебряной медалью «За успехи в рисовании». В 1884 году из-за проблем со здоровьем художник был вынужден покинуть Академию, вернулся в Киев и поступил на должность старшего преподавателя Киевской рисовальной школы. Там он работал вплоть до закрытия школы в 1901 году.
Пимоненко принимал участие в организации Киевского художественного училища, преподавал графику в Киевском политехническом институте. В 1891 году за выставленные на академической выставке картины «Свадьба в Киевской губернии» и «Утро Христова Воскресения» живописец получил звание почетного вольного общника Императорской Академии художеств.
1 января 1897 года за создание образов Святого Николая и Святой Александры в Киевском соборе Святого Владимира император Николай II наградил Пимоненко орденом Святой Анны III степени.
Художник часто участвовал в международных выставках в Берлине, Париже, Лондоне и Мюнхене. В 1909 году за картину «Гопак» он был награжден золотой медалью Парижского салона Общества французских художников. Картину впоследствии приобрел Лувр.
Пимоненко состоял в Товариществе передвижных художественных выставок, Товариществе южнорусских художников, Обществе мюнхенских художников и Парижском интернациональном союзе искусства и литературы. В 1904 году Совет Императорской Академии художеств присвоил ему почетное звание академика живописи «за известность на художественном поприще».
С 1881 по 1911 год художник каждое лето проводил в селе Малютянка, где создал мастерскую. Природа и жители села и стали главными героями картины «Жатва на Украине». На фоне солнечного летнего пейзажа изображены крестьянки на жнивье. В поле на шестах, воткнутых в землю, висит люлька.
На своих картинах Пимоненко стремился изобразить единство человека и природы. Колорит картины, теплые светлые оттенки создают спокойное лирическое настроение.
Тщательная проработка переднего и дальнего плана картины, точно выстроенная композиция, открывающая панорамный вид на окружающий пейзаж, демонстрируют приверженность художника к академическому стилю в живописи.
Николай Пимоненко родился в пригороде Киева, обучался иконописи при Киево-Печерской лавре. В 1876 году его заметил основатель и директор Киевской рисовальной школы Николай Мурашко. Он оценил талант мальчика и уговорил мецената Николая Терещенко, содержавшего школу, принять Пимоненко бесплатно.
Пимоненко обучался в классе у Иосифа-Казимира Будкевича и Харитона Платонова. На втором году учебы Пимоненко признали лучшим студентом и зачислили в штат репетитором. В 1882 году он выпустился из школы со званием учителя рисования, сдал экзамены и поступил в Императорскую Академию художеств вольнослушателем. Там Пимоненко учился в мастерской Владимира Орловского, на дочери которого впоследствии женился. Академия наградила его двумя малыми и одной большой серебряной медалью «За успехи в рисовании». В 1884 году из-за проблем со здоровьем художник был вынужден покинуть Академию, вернулся в Киев и поступил на должность старшего преподавателя Киевской рисовальной школы. Там он работал вплоть до закрытия школы в 1901 году.
Пимоненко принимал участие в организации Киевского художественного училища, преподавал графику в Киевском политехническом институте. В 1891 году за выставленные на академической выставке картины «Свадьба в Киевской губернии» и «Утро Христова Воскресения» живописец получил звание почетного вольного общника Императорской Академии художеств.
1 января 1897 года за создание образов Святого Николая и Святой Александры в Киевском соборе Святого Владимира император Николай II наградил Пимоненко орденом Святой Анны III степени.
Художник часто участвовал в международных выставках в Берлине, Париже, Лондоне и Мюнхене. В 1909 году за картину «Гопак» он был награжден золотой медалью Парижского салона Общества французских художников. Картину впоследствии приобрел Лувр.
Пимоненко состоял в Товариществе передвижных художественных выставок, Товариществе южнорусских художников, Обществе мюнхенских художников и Парижском интернациональном союзе искусства и литературы. В 1904 году Совет Императорской Академии художеств присвоил ему почетное звание академика живописи «за известность на художественном поприще».