Барон Михаил Клодт фон Юргенсбург — племянник известного русского скульптора и педагога Петра Клодта — был одним из первых отечественных художников, которые объединили жанровые сцены с эпическим пейзажем.
Дедом Михаила Клодта был боевой генерал Карл Густав Клодт фон Юргенсбург, немецкий барон, герой Отечественной войны 1812 года, специалист по геодезии и топографии. За службу он был награжден несколькими орденами и золотой шпагой «За храбрость». Карл Клодт любил рисовать, его сыновья также увлеклись живописью и в итоге посвятили искусству свою жизнь. Так, Константин Клодт преподавал гравирование в Академии художеств, а Петр стал знаменитым скульптором. Именно его конные скульптуры стоят на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. Сын Петра Михаил стал живописцем, его картину «Больной музыкант» приобрел Павел Третьяков для будущей галереи.
Сын Константина, тоже Михаил, был известным художником-пейзажистом. В 1851–1858 годах он учился в Петербургской академии художеств, после чего отправился в пенсионерскую поездку за границу, работал в Швейцарии и Франции. В 1861 году Клодт вернулся в Россию и получил звание академика за картины «Ночной вид в Нормандии» и «Вид реки Аа». Художника заинтересовала природа России и он начал путешествовать по всей стране, изучая ее.
Впоследствии Клодт стал членом-учредителем Товарищества передвижников, однако не смог принять их отрицание академического художественного метода и вышел из содружества. После этого художника стали постепенно забывать.
С 1873 года Клодт преподавал в пейзажном классе Академии художеств. Класс собирались закрыть, но Клодту удалось его отстоять. Живописец первым в Академии ввел в программу практику работы с натуры. Среди его учеников были Николай Дубовской, Юлий Клевер.
«Деревенский пейзаж», представленный в экспозиции, Михаил Клодт написал в годы учебы в Академии, это одно из его самых небольших камерных полотен. Для произведений художника были характерны скрупулезный реализм, тщательная проработка деталей, мастерство перспективных решений, строгость и стройность композиции. В своем творчестве Клодт продолжал художественные традиции, заложенные Алексеем Венециановым, отстаивал важность интереса к национальному пейзажу, а также к жизни и судьбе пореформенной деревни, крестьянской России. Особый интерес для него представляли пространственные эффекты.
В пейзажах Клодта всегда присутствуют люди. Так, героями «Деревенского пейзажа» стали играющие крестьянские дети. Художник также изобразил скромные деревенские бревенчатые дома, покосившиеся заборы, поленницы, брошенное у пустой телеги коромысло. Реалистичная демонстрация сельского быта без прикрас и романтизации была первостепенной художественной задачей Клодта.
Дедом Михаила Клодта был боевой генерал Карл Густав Клодт фон Юргенсбург, немецкий барон, герой Отечественной войны 1812 года, специалист по геодезии и топографии. За службу он был награжден несколькими орденами и золотой шпагой «За храбрость». Карл Клодт любил рисовать, его сыновья также увлеклись живописью и в итоге посвятили искусству свою жизнь. Так, Константин Клодт преподавал гравирование в Академии художеств, а Петр стал знаменитым скульптором. Именно его конные скульптуры стоят на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. Сын Петра Михаил стал живописцем, его картину «Больной музыкант» приобрел Павел Третьяков для будущей галереи.
Сын Константина, тоже Михаил, был известным художником-пейзажистом. В 1851–1858 годах он учился в Петербургской академии художеств, после чего отправился в пенсионерскую поездку за границу, работал в Швейцарии и Франции. В 1861 году Клодт вернулся в Россию и получил звание академика за картины «Ночной вид в Нормандии» и «Вид реки Аа». Художника заинтересовала природа России и он начал путешествовать по всей стране, изучая ее.
Впоследствии Клодт стал членом-учредителем Товарищества передвижников, однако не смог принять их отрицание академического художественного метода и вышел из содружества. После этого художника стали постепенно забывать.
С 1873 года Клодт преподавал в пейзажном классе Академии художеств. Класс собирались закрыть, но Клодту удалось его отстоять. Живописец первым в Академии ввел в программу практику работы с натуры. Среди его учеников были Николай Дубовской, Юлий Клевер.
«Деревенский пейзаж», представленный в экспозиции, Михаил Клодт написал в годы учебы в Академии, это одно из его самых небольших камерных полотен. Для произведений художника были характерны скрупулезный реализм, тщательная проработка деталей, мастерство перспективных решений, строгость и стройность композиции. В своем творчестве Клодт продолжал художественные традиции, заложенные Алексеем Венециановым, отстаивал важность интереса к национальному пейзажу, а также к жизни и судьбе пореформенной деревни, крестьянской России. Особый интерес для него представляли пространственные эффекты.
В пейзажах Клодта всегда присутствуют люди. Так, героями «Деревенского пейзажа» стали играющие крестьянские дети. Художник также изобразил скромные деревенские бревенчатые дома, покосившиеся заборы, поленницы, брошенное у пустой телеги коромысло. Реалистичная демонстрация сельского быта без прикрас и романтизации была первостепенной художественной задачей Клодта.