Русско-украинский жанровый художник Николай Пимоненко родился под Киевом в 1862 году в мещанской семье, его отец занимался резьбой по дереву и владел иконописной мастерской. Первые уроки рисования он получил в местной иконописной школе, где его исключительные способности заметил Николай Мурашко, руководитель Киевской рисовальной школы. Он убедил местного землевладельца и мецената оплатить обучение Пимоненко в школе — и уже в 1882-м тот с блеском ее окончил.
В этом же году Пимоненко поступил в петербургскую Академию художеств, где начал заниматься в классе пейзажиста Владимира Орловского. Вскоре он получил три серебряные медали за отличную учебу, однако северный климат плохо действовал на здоровье художника, и в 1884 году ему пришлось вернуться на родину. Здесь он некоторое время работал учителем рисования, а позже вместе с другими художниками организовал Киевское художественное училище.
В 1880-х годах Пимоненко находился в напряженном творческом поиске и с разными картинами участвовал в многочисленных выставках. К концу десятилетия главной темой его искусства стало изображение быта украинского села. Жизнь простых украинцев он представлял в поэтическом ключе, часто на его полотнах жанровые сюжеты совмещались с лирической пейзажной живописью — так, в частности, выполнена работа 1900 года «Последний луч».
На этой картине непритязательный сельский мотив Пимоненко выделил эффектным свечением закатного солнца. На переднем плане на деревенской улице мальчик и девочка гонят гусей. За вершинами темных деревьев изображено яркое оранжево-малиновое закатное солнце, его свет отражается в ручье, оставляет блики на белых стенах крестьянского дома, золотит головы детей — в этой работе художник в полной мере показал свое мастерство владения световыми эффектами. Также здесь почти до символа доведена тема единства природы и человека.
К началу ХХ века Пимоненко был всемирно известным художником. Его картины выставлялись в крупнейших европейских городах (одну из работ даже купил Лувр), его приняли в члены Товарищества передвижников, а Академия художеств пожаловала ему звание академика живописи. В 1912 году после затяжной болезни Пимоненко умер в возрасте 50 лет.
В этом же году Пимоненко поступил в петербургскую Академию художеств, где начал заниматься в классе пейзажиста Владимира Орловского. Вскоре он получил три серебряные медали за отличную учебу, однако северный климат плохо действовал на здоровье художника, и в 1884 году ему пришлось вернуться на родину. Здесь он некоторое время работал учителем рисования, а позже вместе с другими художниками организовал Киевское художественное училище.
В 1880-х годах Пимоненко находился в напряженном творческом поиске и с разными картинами участвовал в многочисленных выставках. К концу десятилетия главной темой его искусства стало изображение быта украинского села. Жизнь простых украинцев он представлял в поэтическом ключе, часто на его полотнах жанровые сюжеты совмещались с лирической пейзажной живописью — так, в частности, выполнена работа 1900 года «Последний луч».
На этой картине непритязательный сельский мотив Пимоненко выделил эффектным свечением закатного солнца. На переднем плане на деревенской улице мальчик и девочка гонят гусей. За вершинами темных деревьев изображено яркое оранжево-малиновое закатное солнце, его свет отражается в ручье, оставляет блики на белых стенах крестьянского дома, золотит головы детей — в этой работе художник в полной мере показал свое мастерство владения световыми эффектами. Также здесь почти до символа доведена тема единства природы и человека.
К началу ХХ века Пимоненко был всемирно известным художником. Его картины выставлялись в крупнейших европейских городах (одну из работ даже купил Лувр), его приняли в члены Товарищества передвижников, а Академия художеств пожаловала ему звание академика живописи. В 1912 году после затяжной болезни Пимоненко умер в возрасте 50 лет.