Русско-украинский живописец Николай Пимоненко родился в 1862 году под Киевом в семье резчика по дереву. Первое время он учился в иконописной школе при Киево-Печерской лавре, а позже стал студентом Киевской рисовальной школы. В 1882 году он поступил в Академию художеств, где занимался вольнослушателем в классе Владимира Орловского — выдающегося русского пейзажиста. Северный климат плохо повлиял на здоровье Пимоненко, и ему пришлось вернуться в Киев, так и не окончив академии. Здесь он преподавал и продолжил поиск своего пути в мире живописи.
В 1880-х Пимоненко активно выставлялся на академических выставках. К концу десятилетия главной темой в его творчестве стало изображение жизни украинского села. Он писал быт и труд простого народа в поэтических тонах, часто в его работах жанровая живопись встречалась с выразительными пейзажами.
Такое сочетание использовано и на картине 1891 года «Пасхальная заутреня в Малороссии»: религиозный праздник здесь изображен на фоне умиротворенного пейзажа. Пимоненко можно по праву назвать мастером световых эффектов: теплый свет от многочисленных свечей в сочетании с предрассветной дымкой передает богатую палитру чувств, которую испытывают участники великого христианского праздника.
Обязательные атрибуты Пасхи — куличи и крашеные яйца — дополняют настроение общей радости и торжества. При этом Пимоненко не пытался идеализировать своих героев: кто-то так и не дождался утренней службы и уснул, уставшие дети играют, а женщины говорят о чем-то своем. Мотив весеннего возрождения подчеркнут трогательной фигурой девушки, стоящей у небольшого дерева с нежными белыми цветами — ее лицо освещено лучами рассветного солнца.
Большой интерес к национальным традициям, а также быту и фольклору простого народа сближает живопись Пимоненко с национально-романтическими веяниями, которые набрали силу в русском искусстве конца XIX века — в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве они оформились в так называемый «русский стиль». Интерес художника к народным темам быстро заметили передвижники: в 1899 году его приняли в действительные члены товарищества. А в 1904 году ему пожаловали звание академика живописи.
В 1880-х Пимоненко активно выставлялся на академических выставках. К концу десятилетия главной темой в его творчестве стало изображение жизни украинского села. Он писал быт и труд простого народа в поэтических тонах, часто в его работах жанровая живопись встречалась с выразительными пейзажами.
Такое сочетание использовано и на картине 1891 года «Пасхальная заутреня в Малороссии»: религиозный праздник здесь изображен на фоне умиротворенного пейзажа. Пимоненко можно по праву назвать мастером световых эффектов: теплый свет от многочисленных свечей в сочетании с предрассветной дымкой передает богатую палитру чувств, которую испытывают участники великого христианского праздника.
Обязательные атрибуты Пасхи — куличи и крашеные яйца — дополняют настроение общей радости и торжества. При этом Пимоненко не пытался идеализировать своих героев: кто-то так и не дождался утренней службы и уснул, уставшие дети играют, а женщины говорят о чем-то своем. Мотив весеннего возрождения подчеркнут трогательной фигурой девушки, стоящей у небольшого дерева с нежными белыми цветами — ее лицо освещено лучами рассветного солнца.
Большой интерес к национальным традициям, а также быту и фольклору простого народа сближает живопись Пимоненко с национально-романтическими веяниями, которые набрали силу в русском искусстве конца XIX века — в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве они оформились в так называемый «русский стиль». Интерес художника к народным темам быстро заметили передвижники: в 1899 году его приняли в действительные члены товарищества. А в 1904 году ему пожаловали звание академика живописи.