Константин Циолковский вошел в историю мировой культуры и науки не только как основоположник космонавтики и теоретик ракетостроения, но и как выдающийся мыслитель и педагог. Он принадлежал к плеяде отечественных космистов — философскому направлению, которое характеризуется осознанием всеединства, взаимосвязи космических и земных процессов, а также ищет место человека в Космосе. Циолковский вместе с Николаем Фёдоровым, Владимиром Вернадским, Алексеем Чижевским и другими мыслителями представляли естественно-научную школу этого учения.
Одним из основных принципов, на которых базировались взгляды Циолковского, был монизм. Его идеи ученый развивал в трудах с 1918 по 1935 год. Его монистическая система стала одной из крупнейших в истории философии попыток объединить сферы бытия, которые традиционно были разделенными: религию и науку, индивидуальное и общественное, интеллектуальное знание и практическую деятельность.
Константин Циолковский полагал, что существует единый источник происхождения, существования и развития Вселенной, природы, человека, общества. Этот источник — Причина космоса, божественная сущность, высший центр нравственности, олицетворение мировых идеалов. Весь безграничный, сложнейший материальный космос — ее порождение. Она наблюдает за развитием мира и человека, но на низших стадиях развития человечества не проявляет себя. Однако в развитии общества наступает момент, когда человек становится способен общаться с Причиной, получать ее рекомендации и советы, постепенно возникает единая система мирового целого во главе с Причиной. Принцип монизма в этом случае указывает на связь материального и нематериального, на их общность, на возможность общения, сближения, взаимодействия.
Циолковский считал, что по тому, как общество распространено во Вселенной, можно судить о его развитости. Именно с этой точки зрения ученый рассматривал перспективы развития социума. Постепенно возникнут такие взаимоотношения человека и космоса, при которых человек начнет осваивать Вселенную. При этом общество должно не только использовать ее ресурсы, но и уничтожать порочные качества человеческой натуры — агрессию и невежество. Только так Человек Космический может стать истинным гражданином Вселенной.
Одним из основных принципов, на которых базировались взгляды Циолковского, был монизм. Его идеи ученый развивал в трудах с 1918 по 1935 год. Его монистическая система стала одной из крупнейших в истории философии попыток объединить сферы бытия, которые традиционно были разделенными: религию и науку, индивидуальное и общественное, интеллектуальное знание и практическую деятельность.
Константин Циолковский полагал, что существует единый источник происхождения, существования и развития Вселенной, природы, человека, общества. Этот источник — Причина космоса, божественная сущность, высший центр нравственности, олицетворение мировых идеалов. Весь безграничный, сложнейший материальный космос — ее порождение. Она наблюдает за развитием мира и человека, но на низших стадиях развития человечества не проявляет себя. Однако в развитии общества наступает момент, когда человек становится способен общаться с Причиной, получать ее рекомендации и советы, постепенно возникает единая система мирового целого во главе с Причиной. Принцип монизма в этом случае указывает на связь материального и нематериального, на их общность, на возможность общения, сближения, взаимодействия.
Циолковский считал, что по тому, как общество распространено во Вселенной, можно судить о его развитости. Именно с этой точки зрения ученый рассматривал перспективы развития социума. Постепенно возникнут такие взаимоотношения человека и космоса, при которых человек начнет осваивать Вселенную. При этом общество должно не только использовать ее ресурсы, но и уничтожать порочные качества человеческой натуры — агрессию и невежество. Только так Человек Космический может стать истинным гражданином Вселенной.