Невозможно говорить о русском реализме XIX века без упоминания фигуры Василия Григорьевича Перова. Являясь выдающимся мастером жанровой картины и портрета, Перов сумел вывести эти области живописи на первый план в 1860–1800-х годах. В искусстве он испытал особое влияние Павла Федотова, что повлекло за собой уклон в сторону изображения бытовых сцен, зачастую в ироничном, даже гротескном ключе. Василий Перов — один из первых художников, кто раскрыл тему тяжелого положения простых людей и крестьян. Его произведения 1860-х годов, проникнутые «обличительным» настроением, имели огромное влияние на общество того времени, побуждали к новому осмыслению и пониманию мира, где присутствует справедливость и добро.
Представленная в экспозиции картина Василия Перова «Приём странника-семинариста» написана в 1874 году и относится уже к следующему периоду творчества художника. Известный музыкальный и художественный критик XIX века Владимир Стасов, увидев эту картину на посмертной выставке художника в Петербурге, предложил приобрести ее Павлу Третьякову для его галереи. Он обратил внимание коллекционера на то, что «семинаристов и студентов, т. е. важные ноты современности, никто почти, кроме Перова, у нас не брал. По типам они великолепны. Семинарист — это истинный будущий поп: уж всё в его лице и фигуре поповское (сельского попа) вполне присутствует… Семинарист даже не худо написан, а молодая бабёнка-крестьянка, его угощающая, очень интересна…»
Картина интересна тем, что раскрывает для нас художника с новой стороны. В ней нет трагизма 1860-х годов, нет и юмора, как в работах «Птицелов» и «Охотники на привале». Внимание художника обратил на себя камерный, бытовой момент крестьянской жизни. Действие развивается спокойно, без эмоциональных всплесков. С материнской любовью и сердечным участием крестьянки угощают усталого гостя. Перов, продолжая традиции федотовской живописи, предельно внимателен к изображению предметной среды. Свет, льющийся из окна, создает в картине особое лирическое настроение. Выразительно Перов подчеркнул лицо семинариста, залитое теплым, золотистым светом в отличие от холодного белого, озаряющего крестьянку. Создается ощущение, что юноша уже принадлежит жизни церковной, а не светской. Несомненно, данная картина входит в ряд лучших произведений Василия Перова, посвященных крестьянской теме.
Третьяков по неизвестным причинам картину не купил. Приобрел ее другой московский коллекционер — Иван Цветков, который в 1909 году передал свое собрание в дар городу Москве. В 1926 году основная часть произведений этой коллекции вошла в собрание Третьяковской галереи, остальные работы через Государственный музейный фонд распределили по другим музеям.
Представленная в экспозиции картина Василия Перова «Приём странника-семинариста» написана в 1874 году и относится уже к следующему периоду творчества художника. Известный музыкальный и художественный критик XIX века Владимир Стасов, увидев эту картину на посмертной выставке художника в Петербурге, предложил приобрести ее Павлу Третьякову для его галереи. Он обратил внимание коллекционера на то, что «семинаристов и студентов, т. е. важные ноты современности, никто почти, кроме Перова, у нас не брал. По типам они великолепны. Семинарист — это истинный будущий поп: уж всё в его лице и фигуре поповское (сельского попа) вполне присутствует… Семинарист даже не худо написан, а молодая бабёнка-крестьянка, его угощающая, очень интересна…»
Картина интересна тем, что раскрывает для нас художника с новой стороны. В ней нет трагизма 1860-х годов, нет и юмора, как в работах «Птицелов» и «Охотники на привале». Внимание художника обратил на себя камерный, бытовой момент крестьянской жизни. Действие развивается спокойно, без эмоциональных всплесков. С материнской любовью и сердечным участием крестьянки угощают усталого гостя. Перов, продолжая традиции федотовской живописи, предельно внимателен к изображению предметной среды. Свет, льющийся из окна, создает в картине особое лирическое настроение. Выразительно Перов подчеркнул лицо семинариста, залитое теплым, золотистым светом в отличие от холодного белого, озаряющего крестьянку. Создается ощущение, что юноша уже принадлежит жизни церковной, а не светской. Несомненно, данная картина входит в ряд лучших произведений Василия Перова, посвященных крестьянской теме.
Третьяков по неизвестным причинам картину не купил. Приобрел ее другой московский коллекционер — Иван Цветков, который в 1909 году передал свое собрание в дар городу Москве. В 1926 году основная часть произведений этой коллекции вошла в собрание Третьяковской галереи, остальные работы через Государственный музейный фонд распределили по другим музеям.