Павел Филонов был одним из создателей так называемого органического направления в русском авангарде. Но расцвету органики предшествовал поиск: символизм, примитивизм, экспрессионизм.
К 1912 году относится не совсем обычная для Павла Филонова картина «Ночь на Лиговке».
Здесь нет традиционной «филоновской» мозаики сюрреалистически дробящихся и срастающихся цветных фрагментов, нет странных персонажей родом из архаического искусства.
«Ночь» — это городская сцена, решенная в экспрессионистическом духе.
Композиция переднего плана напоминает античный рельефный фриз. Здесь, выстроившиеся в ряд, показаны лиговские аборигены. Их тела даны в нарочито неестественных позах, как в экспрессионистическом кино.
Разглядывая искаженные фигуры, зритель начинает представлять себе силы те силы, которые деформируют, и сводят эти тела. Жуткая хореография движения мрачных персонажей напоминает хореографию танца бутО, также выросшего из экспрессионизма.
С психогеографической точки зрения дух места — Лиговки, бывшей Ямской слободы — передан исчерпывающе натуралистично — общая атмосфера места актуальна и по сей день
К 1912 году относится не совсем обычная для Павла Филонова картина «Ночь на Лиговке».
Здесь нет традиционной «филоновской» мозаики сюрреалистически дробящихся и срастающихся цветных фрагментов, нет странных персонажей родом из архаического искусства.
«Ночь» — это городская сцена, решенная в экспрессионистическом духе.
Композиция переднего плана напоминает античный рельефный фриз. Здесь, выстроившиеся в ряд, показаны лиговские аборигены. Их тела даны в нарочито неестественных позах, как в экспрессионистическом кино.
Разглядывая искаженные фигуры, зритель начинает представлять себе силы те силы, которые деформируют, и сводят эти тела. Жуткая хореография движения мрачных персонажей напоминает хореографию танца бутО, также выросшего из экспрессионизма.
С психогеографической точки зрения дух места — Лиговки, бывшей Ямской слободы — передан исчерпывающе натуралистично — общая атмосфера места актуальна и по сей день