Елена Генриховна Гуро неслучайно изобразила на портрете Михаила Васильевича Матюшина со скрипкой в руках. В течение почти 30 лет — с 1882 по 1913 год — он состоял на службе в Придворном оркестре в должности скрипача.
Работа в оркестре помогала творческому развитию Матюшина: встречи со знаменитыми композиторами, ежегодные концерты с лучшими дирижерами Европы, знакомство с музыкальными новинками — все это оказало влияние на мировоззрение композитора и исследователя, который изучал взаимосвязи между цветом и звуком. Елена Гуро написала портрет Михаила Матюшина в импрессионистской манере.
Художнице важно было передать не портретное сходство, а душевное и творческое напряжение: нечеткое, как бы размытое изображение лица и кистей рук музыканта свидетельствует о еле заметных изменениях мимики и жестов, движениях рук скрипача в момент игры на инструменте. Михаил Матюшин писал: «Мы с Гуро были импрессионистами, но по-своему. Нами руководила не безотносительная красота тонов и красок, а сама жизнь, движение всего видимого».
Гуро написала портрет в 1903 году, когда Михаил Васильевич поступил в живописную мастерскую художника-импрессиониста Яна Францевича Ционглинского. Там, в мастерской, состоялось знакомство музыканта и поэтессы, а уже в 1904 году они поженились и прожили вместе почти 10 лет.