Отечественный художник Витольд Бялыницкий-Бируля родился в 1872 году на территории современной Белоруссии. Первое время он получал художественное образование в Киеве, а позже поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В столице он познакомился с великим русским пейзажистом Исааком Левитаном. Находясь под его влиянием, он решил посвятить себя жанру пейзажа. Уже в 1908 году за виртуозные лирические пейзажи ему пожаловали звание академика живописи.
На картине 1912 года «Голубая часовня» Бялыницкий-Бируля изобразил лирический деревенский пейзаж. В мягком колорите этой работы преобладают серо-голубые тона. На переднем плане написана занесенная снегом деревенская улица, а слева и справа — серые бревенчатые избы. Явным композиционным центром служит изображение голубой часовни — ее окрашенный тес оттеняет потускневшие бревна крестьянских домов. До сих пор остается неизвестным, есть ли у этого пейзажа реальный прототип.
Бялыницкий-Бируля последовательно развивал традиции русского реалистического искусства конца XIX столетия. В СССР жанр пейзажа часто критиковали за отсутствие идей и считали излишне декоративным. Тогда художник на его основе создал авторский поджанр, «мемориальный пейзаж» — на этих картинах запечатлены места, связанные с жизнью выдающихся людей.
В историю искусства Бялыницкий-Бируля вошел как тонкий и поэтичный пейзажист. Его картинам присущи серебристо-дымчатая цветовая гамма, искусное владение полутонами, изящество в колористических решениях. Он часто писал неброские и незатейливые места, чтобы избежать излишней эффектности. При этом предельная четкость в деталях делает его немногословные пейзажи очень выразительными.
За свою долгую жизнь — художник скончался в 85 лет — Бялыницкий-Бируля успел побывать членом множества важных художественных объединений: от Товарищества передвижников до Ассоциации художников революционной России. За выдающиеся достижения в искусстве ему присудили звание народного художника РСФСР. Полотна пейзажиста хранятся в коллекциях Русского музея и Третьяковской галереи, а также в крупных музеях Украины и Белоруссии.
На картине 1912 года «Голубая часовня» Бялыницкий-Бируля изобразил лирический деревенский пейзаж. В мягком колорите этой работы преобладают серо-голубые тона. На переднем плане написана занесенная снегом деревенская улица, а слева и справа — серые бревенчатые избы. Явным композиционным центром служит изображение голубой часовни — ее окрашенный тес оттеняет потускневшие бревна крестьянских домов. До сих пор остается неизвестным, есть ли у этого пейзажа реальный прототип.
Бялыницкий-Бируля последовательно развивал традиции русского реалистического искусства конца XIX столетия. В СССР жанр пейзажа часто критиковали за отсутствие идей и считали излишне декоративным. Тогда художник на его основе создал авторский поджанр, «мемориальный пейзаж» — на этих картинах запечатлены места, связанные с жизнью выдающихся людей.
В историю искусства Бялыницкий-Бируля вошел как тонкий и поэтичный пейзажист. Его картинам присущи серебристо-дымчатая цветовая гамма, искусное владение полутонами, изящество в колористических решениях. Он часто писал неброские и незатейливые места, чтобы избежать излишней эффектности. При этом предельная четкость в деталях делает его немногословные пейзажи очень выразительными.
За свою долгую жизнь — художник скончался в 85 лет — Бялыницкий-Бируля успел побывать членом множества важных художественных объединений: от Товарищества передвижников до Ассоциации художников революционной России. За выдающиеся достижения в искусстве ему присудили звание народного художника РСФСР. Полотна пейзажиста хранятся в коллекциях Русского музея и Третьяковской галереи, а также в крупных музеях Украины и Белоруссии.