Сверхповесть «Зангези» поэта Велимира Хлебникова (настоящее имя — Виктор Владимирович Хлебников) является одним из последних произведений автора. Весной 1922 года автор сдал рукопись в типографию, затем внес правки в корректуру, но книгу уже не успел увидеть: поэт умер 28 июня того же года, книгу опубликовали в июле.
Сверхповесть — изобретение самого Хлебникова. Она представляла собой новый литературный жанр. Согласно определению поэта-будетлянина, которое он написал во вступлении к книге, «Сверхповесть или заповесть складывается из самостоятельных отрывков, каждый с своим особым богом, особой верой и особым уставом».
Велимир Хлебников разделил произведение на «плоскости» — разделы сверхповести, темы, на которые хотел высказаться автор в своих произведениях. Главный герой — Зангези — проповедник, учитель. Он имеет сходство с Заратустрой из произведений Фридриха Вильгельма Ницше, который каждый день на утесе в горах «читает свои проповеди к людям или лесу».
В IV плоскости сверхповести Хлебников цитирует свои «Доски судьбы» — числовые соотношения между явлениями природы, событиями в истории общества и фактами отдельных человеческих судеб. В течение многих лет поэт работал над «законами времени», считая, что события исторической жизни народа и личной жизни человека подчинены единой закономерности.
Примечательно, что Хлебников использовал в книге несколько языков собственного сочинения. Как отметили литературоведы Юрий Николаевич Тынянов и Николай Леонидович Степанов, «В одной из черновых записей Хлебников перечисляет, какие именно виды поэтического языка им были использованы в „Зангези“: 1. „Звукопись“ — птичий язык. 2. Язык богов. 3. Звездный язык. 4. Заумный язык — „плоскость мысли“. 5. Разложение слова. 6. Звукопись. 7. Безумный язык».
«Зангези» — не единственная сверхповесть поэта. Исследователи относят к этому жанру произведения «Дети Выдры», «Азы из Узы», «Война в мышеловке», которые автор разделил на разносмысловые фрагменты. Многими современниками «Зангези» воспринималось как итоговое произведение автора. Поэт Сергей Митрофанович Городецкий особо выделил эту «поэму силы, построенную на чистом звуке».