Василий Тропинин написал портрет Анны Мазуриной, жены московского купца 1-й гильдии Алексея Мазурина, в 1844 году. К тому времени купец скончался, умер и один из их восьмерых детей — сын Николай. В год написания портрета скорбящая вдова и мать передала 30 тысяч рублей на открытие богадельни для престарелых женщин на Ваганьковском кладбище.
Василий Тропинин писал портреты Анны Мазуриной дважды — в 1839 и 1844 годах, первое полотно хранится в собрании Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Обе картины изображают пожилую женщину в меховой накидке и полупрозрачном кружевном капоре. Наряды Анны Мазуриной строгие и изысканные. Как правило, купчихи того времени, даже поднявшиеся на высокий социальный уровень, одевались иначе. Они носили яркие пышные платья, шали, платки и повязки, которые охватывали голову, надевали много украшений: бус, колец, серег.
Полотно 1844 года Тропинин создал в пару к портрету Алексея Мазурина, написанному еще в 1810-х годах, работа также хранится в собрании Томского художественного музея. Парные портреты — их называют панданы — одинаковы по размеру и месту, которое фигуры занимают на холсте, похожи по рисунку и колориту. Как правило, персонажи на таких картинах обращены лицом друг к другу.
Портрет Анны Мазуриной относится к позднему периоду творчества Василия Тропинина, когда он уже был популярным портретистом. В то время художник стремился передать индивидуальные особенности лица, тщательно выписывал все черты своих моделей. Портрет Анны Мазуриной построен на сочетании затененной фигуры в темном платье и меховой накидке и ярко освещенного лица — его особенно подчеркивают воздушный светлый чепчик и кружевной воротник.
Для автора женский портрет был «многодельным»: до того, как приступить к работе, он создал несколько эскизов. Эти наброски хранятся в архивах разных музеев. После Василий Тропинин несколько раз повторял портрет, вероятно для других потомков Мазуриных. Один сейчас находится в Северо-Осетинском республиканском художественном музее, другой — в Государственном художественном музее Латвии.
Василий Тропинин писал портреты Анны Мазуриной дважды — в 1839 и 1844 годах, первое полотно хранится в собрании Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Обе картины изображают пожилую женщину в меховой накидке и полупрозрачном кружевном капоре. Наряды Анны Мазуриной строгие и изысканные. Как правило, купчихи того времени, даже поднявшиеся на высокий социальный уровень, одевались иначе. Они носили яркие пышные платья, шали, платки и повязки, которые охватывали голову, надевали много украшений: бус, колец, серег.
Полотно 1844 года Тропинин создал в пару к портрету Алексея Мазурина, написанному еще в 1810-х годах, работа также хранится в собрании Томского художественного музея. Парные портреты — их называют панданы — одинаковы по размеру и месту, которое фигуры занимают на холсте, похожи по рисунку и колориту. Как правило, персонажи на таких картинах обращены лицом друг к другу.
Портрет Анны Мазуриной относится к позднему периоду творчества Василия Тропинина, когда он уже был популярным портретистом. В то время художник стремился передать индивидуальные особенности лица, тщательно выписывал все черты своих моделей. Портрет Анны Мазуриной построен на сочетании затененной фигуры в темном платье и меховой накидке и ярко освещенного лица — его особенно подчеркивают воздушный светлый чепчик и кружевной воротник.
Для автора женский портрет был «многодельным»: до того, как приступить к работе, он создал несколько эскизов. Эти наброски хранятся в архивах разных музеев. После Василий Тропинин несколько раз повторял портрет, вероятно для других потомков Мазуриных. Один сейчас находится в Северо-Осетинском республиканском художественном музее, другой — в Государственном художественном музее Латвии.