Василий Андреевич Тропинин родился в 1776 году в селе Карповка Чудовской волости Новгородской губернии. Семья будущего художника была крепостная и принадлежала графу Антону Сергеевичу Миниху, а после замужества дочери графа — военачальнику, герою Русско-турецкой войны 1771–1773 годов, графу Ираклию Ивановичу Моркову.
1 / 2
#2
#3
Будущий живописец-портретист учился в Императорской Академии художеств в мастерской Степана Щукина, делал большие успехи в живописи и несколько раз занимал призовые места в конкурсах Академии. После того, как Президент Академии граф Александр Сергеевич Строганов попытался выхлопотать для Василия Тропинина вольную, граф Ираклий Морков отозвал Тропинина из Петербурга в свое новое имение выполнять обязанности слуги, пастуха, архитектора и художника графа.
Вольную Василий Тропинин получил только в 1823 году, когда художнику было 47 лет. С 1824 года, получив звание академика портретной живописи, Тропинин жил и работал в Москве.
Вольную Василий Тропинин получил только в 1823 году, когда художнику было 47 лет. С 1824 года, получив звание академика портретной живописи, Тропинин жил и работал в Москве.
#4
Портрет знаменитого в свое время московского гитариста Владимира Ивановича Моркова, автора «Полной школы для семиструнной гитары» и целого ряда сочинений и переложений для гитары, написан в 1839 году.
Этот портрет относится к так называемому «портрету-типу» Тропинина, когда через изображение конкретного человека художник старался показать все типичное для данного круга людей.
Исполняя романс, гитарист как бы раскрывает состояние своей чувствительной души. С этим образом невольно связывается представление о небольших уютных московских гостиных в особняках первой половины XIX века, где в тишине, раздавались негромкие, проникновенные звуки гитары. Лирический бытовой романс в то время занял большое место в городском быту, а гитара стала одним из излюбленных музыкальных инструментов.
#5
Василий Тропинин неоднократно повторял и варьировал эту работу. Одноименный первоначальный вариант портрета (с расшитым воротом рубахи), написанный в начале 1820-х годов, находится в Музее музыкальной культуры М.И. Глинки (Москва).
Портрет гитариста, написанный Тропининым в 1839 году, поступил в Русский музей из Александровского дворца в Царском селе в 1897 году, в период формирования коллекции музея и его подготовки к открытию для посетителей в 1898 году. Ранее портрет принадлежал крупному коллекционеру, меценату и предпринимателю Василию Александровичу Кокореву.
#6
К моменту поступления картины в реставрацию в 1956 году авторская основа имела сильную деформацию, в правых верхнем и нижнем углах имелись фигурные прорывы с замятостями, изломами и утратой части холста. По краям прорывов красочный слой осыпался.
Авторский холст был ветхий, перегоревший и требовал усиления. Связь красочного слоя и грунта с основой была нарушена повсеместно, что повлекло за собой появление мелких осыпей.
Исследования поверхности красочного слоя в УФ-лучах показали наличие многочисленных мелких записей, лежащих на лаке, расположенных в основном на фоне в верхней части и на изображении одежды. Желтый лак значительно менял колорит картины.
#8
Вид картины до реставрации
#10
В процессе реставрации прежде всего был проведен полный комплекс мероприятий технической реставрации, направленный на устранение аварийного состояния произведения. Связь красочного слоя и грунта с основой восстановлена путем укрепления живописи, устранены деформации и заделаны прорывы холста.
Для усиления основы картина была сдублирована на новый холст.
Проведено раскрытие авторской живописи от поздних записей и желтых слоев лака, что вернуло портрету авторский колорит и тональное решение, мягкость касаний.
Для усиления основы картина была сдублирована на новый холст.
Проведено раскрытие авторской живописи от поздних записей и желтых слоев лака, что вернуло портрету авторский колорит и тональное решение, мягкость касаний.
#11
Общий вид картины до и после реставрации
#7
На завершающем этапе были выполнены реставрационные тонировки и картина была покрыта защитным слоем реставрационного лака.
Реставрационные работы в 1956 году провел М.Н. Марков .
читать дальшескрыть
Гитарист
Время создания
1839
Размер
86,5x69 см
Техника
холст, масло
Коллекция
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться