В коллекции музея хранится произведение одного из самых знаменитых портретистов первой половины XIX века. Василий Тропинин родился в семье крепостного крестьянина. В юности он писал портреты своих хозяев — членов семьи графа Моркова, колоритных украинских стариков и большеглазых крестьянок. По приказу графа Тропинин построил в украинском селе Кукавка церковь и покрыл ее стены фресками. Между делом будущий живописец занимался домашней работой, красил колодцы и расписывал калитки.
Оказавшись в Петербурге, талантливый юноша смог поступить в Академию художеств в мастерскую известного портретиста Степана Щукина. Но окончить Академию Тропинину не удалось: хозяин возвратил его в имение. Лишь в возрасте 47 лет художник откупился, получил вольную. Он приложил все усилия, чтобы больше ни от кого не зависеть. В 1824 году его признали академиком портретной живописи, но художник отказался остаться преподавать в Академии и получать от нее распределяемые государственные заказы, участвовать в больших светских выставках.
В том же году он переехал в Москву, где быстро приобрел популярность и стал ведущим портретистом. Атмосфера московского общества, лишенная холодности и чопорности Петербурга, всегда вдохновляла художника. Василия Тропинина считают создателем особого жанра живописи — «домашнего» или «халатного» портрета. Живописец изображал своих героев в простой одежде и непринужденной обстановке. Именно в таком стиле он написал известный портрет Александра Пушкина по заказу поэта Сергея Соболевского.
В 1820-х годах Тропинин работал над портретами университетских профессоров и других знатных людей Москвы. Выполненные им изображения видных городских сановников украшали залы Опекунского совета, Общества скаковой охоты, Сельскохозяйственного общества. Он запечатлел целый ряд героев — победителей Отечественной войны 1812 года.
«Портрет неизвестного» тоже, вероятно, был написан в столице. В этом портрете создан типичный образ московского жителя: непринужденная поза, доброжелательность в выражении лица, внутренняя раскрепощенность.
Картина поступила в музей в 1950 году от Московской закупочной комиссии.
Оказавшись в Петербурге, талантливый юноша смог поступить в Академию художеств в мастерскую известного портретиста Степана Щукина. Но окончить Академию Тропинину не удалось: хозяин возвратил его в имение. Лишь в возрасте 47 лет художник откупился, получил вольную. Он приложил все усилия, чтобы больше ни от кого не зависеть. В 1824 году его признали академиком портретной живописи, но художник отказался остаться преподавать в Академии и получать от нее распределяемые государственные заказы, участвовать в больших светских выставках.
В том же году он переехал в Москву, где быстро приобрел популярность и стал ведущим портретистом. Атмосфера московского общества, лишенная холодности и чопорности Петербурга, всегда вдохновляла художника. Василия Тропинина считают создателем особого жанра живописи — «домашнего» или «халатного» портрета. Живописец изображал своих героев в простой одежде и непринужденной обстановке. Именно в таком стиле он написал известный портрет Александра Пушкина по заказу поэта Сергея Соболевского.
В 1820-х годах Тропинин работал над портретами университетских профессоров и других знатных людей Москвы. Выполненные им изображения видных городских сановников украшали залы Опекунского совета, Общества скаковой охоты, Сельскохозяйственного общества. Он запечатлел целый ряд героев — победителей Отечественной войны 1812 года.
«Портрет неизвестного» тоже, вероятно, был написан в столице. В этом портрете создан типичный образ московского жителя: непринужденная поза, доброжелательность в выражении лица, внутренняя раскрепощенность.
Картина поступила в музей в 1950 году от Московской закупочной комиссии.