Картину «Пленный белогвардеец» Митрофан Греков написал за три года до смерти, в 1931 году. Все творчество Грекова — свидетельство поразительной целеустремленности и цельности.
Побывав на фронте Первой мировой войны, Греков привез оттуда большое количество эскизов.
Запечатленная сцена «Пленный белогвардеец» как нельзя лучше олицетворяет ту непростую эпоху. В ней все очень буднично, нет ложного пафоса, при этом явно чувствуется достоверность и правдивость. На полотне боец Красной Армии сопровождает пленного врага на лошади. Художнику удалось передать эмоции героев: победоносный вид красногвардейца резко контрастирует с понуростью пленного.
Живописец родился в казачьей семье, на хуторе Шарпаевка Яновской волости. Имя при рождении — Мартыщенко Митрофан Павлович.
С 1898 года Греков учился в художественном училище Одессы, после, в 1903 году, поступил в академию художеств в Петербурге. Там его наставниками стали Илья Репин и Франц Рубо, известный своими работами в батальном жанре. В 1912 году Митрофан Борисович начал отбывать воинскую повинность, а с началом Первой мировой войны ушел на фронт.
На войне он пробыл до 1917 года, демобилизовался, затем устроился на работу учителем в Новочеркасске, где создал пилотную серию картин, посвященную победе над Белой Армией. Работы этого периода принято считать основополагающими в батальной живописи СССР. В них живописец запечатлел не только бои и сражения, но и яркие характеры и эмоции красноармейцев.
С 1931 года начался расцвет батальной живописи Митрофана Борисовича. К этому периоду относится не только работа «Пленный белогвардеец», но и «Чертов мост» (1931), «Знаменщик и трубач», «На Кубань» (обе — 1934). В том же 1934-м Греков приступил к работе над главным произведением жизни — первой советской панорамой «Перекоп». Завершить ее творцу не было суждено.
В его полотнах нет холодной рассудочности и художественной театральности, зато все баталии на фронтах изображены предельно правдиво и естественно, что делает его преемником традиций искусства Василия Верещагина. Сегодня работы Митрофана Павловича хранятся в крупнейших музеях России. Имя Грекова носит Студия военных художников в Москве и художественное училище в Одессе.
Побывав на фронте Первой мировой войны, Греков привез оттуда большое количество эскизов.
В его творчестве нет других тем и мотивов, помимо сражений Красной Армии во времена гражданской войны. У композиций Грекова всегда была яркая отличительная черта — он рисовал свои творения, опираясь не на исторические данные, архивы или литературные повествования, а на собственные впечатления и эмоции.
Запечатленная сцена «Пленный белогвардеец» как нельзя лучше олицетворяет ту непростую эпоху. В ней все очень буднично, нет ложного пафоса, при этом явно чувствуется достоверность и правдивость. На полотне боец Красной Армии сопровождает пленного врага на лошади. Художнику удалось передать эмоции героев: победоносный вид красногвардейца резко контрастирует с понуростью пленного.
Живописец родился в казачьей семье, на хуторе Шарпаевка Яновской волости. Имя при рождении — Мартыщенко Митрофан Павлович.
С 1898 года Греков учился в художественном училище Одессы, после, в 1903 году, поступил в академию художеств в Петербурге. Там его наставниками стали Илья Репин и Франц Рубо, известный своими работами в батальном жанре. В 1912 году Митрофан Борисович начал отбывать воинскую повинность, а с началом Первой мировой войны ушел на фронт.
На войне он пробыл до 1917 года, демобилизовался, затем устроился на работу учителем в Новочеркасске, где создал пилотную серию картин, посвященную победе над Белой Армией. Работы этого периода принято считать основополагающими в батальной живописи СССР. В них живописец запечатлел не только бои и сражения, но и яркие характеры и эмоции красноармейцев.
В 1923 году Греков завершил полотно «В отряд к Буденному», которое получило одобрение у высшего командования Красной Армии.
С 1931 года начался расцвет батальной живописи Митрофана Борисовича. К этому периоду относится не только работа «Пленный белогвардеец», но и «Чертов мост» (1931), «Знаменщик и трубач», «На Кубань» (обе — 1934). В том же 1934-м Греков приступил к работе над главным произведением жизни — первой советской панорамой «Перекоп». Завершить ее творцу не было суждено.
В его полотнах нет холодной рассудочности и художественной театральности, зато все баталии на фронтах изображены предельно правдиво и естественно, что делает его преемником традиций искусства Василия Верещагина. Сегодня работы Митрофана Павловича хранятся в крупнейших музеях России. Имя Грекова носит Студия военных художников в Москве и художественное училище в Одессе.