Николай Самокиш — русский и советский художник-баталист. Также работал в области анималистического жанра, главный мотив картин в этом жанре — изображение животных.
Николай Самокиш учился в Императорской Академии художеств в классе батальной живописи у Богдана Виллевальде и у знаменитого педагога Павла Чистякова. Самокиша считали талантливым учеником: он был награжден двумя малыми золотыми медалями за картины «Возвращение войск на родину» 1881 года и «Эпизод из битвы при Малом Ярославце» 1884 года. За свою дипломную работу «Русская кавалерия возвращается после атаки на неприятеля под Аустерлицем в 1805 году» живописец получил большую золотую медаль и звание классного художника 1-й степени.
С 1887 года Николай Самокиш числился художником-баталистом в войсковых частях. По заданию военного ведомства он выполнял рисунки, посвященные маневрам кавалерийских полков и их истории. В 1888 году художник ездил на Кавказ — собирал материалы для картин, которые ему заказал Тифлисский военно-исторический музей. Одна из них, «Сражение при Авлияре», была посвящена Авлияр-Аладжинскому сражению, завершившемуся блестящей победой русских. Это полотно сделало Самокиша известным в России баталистом.
Пока художник готовился писать эту картину, он создал работу «Выезд батареи на позиции», на которой изобразил один из воображаемых эпизодов битвы при Авлияре. «Подготовительное» произведение отличают высокая динамика и пристальное внимание к деталям, которые придают событиям историческую достоверность. Полотно написано в охристых тонах: сражение состоялось в начале осени. А приглушенные оттенки и сероватая дымка воссоздают картину задымления и пыли, которую подняла копытами конница. Большое внимание Николай Самокиш уделил пейзажу, на фоне которого разворачивается сражение, — местности с крутыми каменистыми склонами, глубокими оврагами.
Название картине «Выезд батареи на позиции» дали условное: она поступила в музей лишь в 1958 году, а до этого находилась в драматическом театре имени А.С. Пушкина, под названием «Тачанка» числилась как инвентарь на подотчете у заведующего хозяйственной частью.
Николай Самокиш учился в Императорской Академии художеств в классе батальной живописи у Богдана Виллевальде и у знаменитого педагога Павла Чистякова. Самокиша считали талантливым учеником: он был награжден двумя малыми золотыми медалями за картины «Возвращение войск на родину» 1881 года и «Эпизод из битвы при Малом Ярославце» 1884 года. За свою дипломную работу «Русская кавалерия возвращается после атаки на неприятеля под Аустерлицем в 1805 году» живописец получил большую золотую медаль и звание классного художника 1-й степени.
С 1887 года Николай Самокиш числился художником-баталистом в войсковых частях. По заданию военного ведомства он выполнял рисунки, посвященные маневрам кавалерийских полков и их истории. В 1888 году художник ездил на Кавказ — собирал материалы для картин, которые ему заказал Тифлисский военно-исторический музей. Одна из них, «Сражение при Авлияре», была посвящена Авлияр-Аладжинскому сражению, завершившемуся блестящей победой русских. Это полотно сделало Самокиша известным в России баталистом.
Пока художник готовился писать эту картину, он создал работу «Выезд батареи на позиции», на которой изобразил один из воображаемых эпизодов битвы при Авлияре. «Подготовительное» произведение отличают высокая динамика и пристальное внимание к деталям, которые придают событиям историческую достоверность. Полотно написано в охристых тонах: сражение состоялось в начале осени. А приглушенные оттенки и сероватая дымка воссоздают картину задымления и пыли, которую подняла копытами конница. Большое внимание Николай Самокиш уделил пейзажу, на фоне которого разворачивается сражение, — местности с крутыми каменистыми склонами, глубокими оврагами.
Название картине «Выезд батареи на позиции» дали условное: она поступила в музей лишь в 1958 году, а до этого находилась в драматическом театре имени А.С. Пушкина, под названием «Тачанка» числилась как инвентарь на подотчете у заведующего хозяйственной частью.