Картина Николая Сергеевича Самокиша «Лейб-гвардии Литовский полк в Бородинском сражении» представляет собой яркий образец русской батальной живописи начала XX века. Мастер закончил ее в 1911 году, в преддверии столетнего юбилея Отечественной войны. В 1961 году полотно поступило в Бородинский музей из Эрмитажа.
Лейб-гвардии Литовский полк сформировали осенью 1811 года. Он участвовал в Бородинском сражении на его втором этапе. После падения Семёновских (Багратионовых) флешей полк действовал на левом фланге, где понес большие потери — 430 нижних чинов убитыми, 178 ранеными и 113 пропавшими без вести.
Первоначально Литовский полк в батальонном каре отражал атаки неприятельской кавалерии, которая стремилась овладеть деревней Семёновской. Однако, когда соседнюю высоту стали занимать неприятельские стрелки, командир полка полковник Иван Фёдорович Удом попытался сбить противника несколькими атаками. Последнюю, успешную, возглавил принявший командование после ранения старших офицеров, в том числе Удома, подполковник Алексей Ефимович Шварц.
Позднее Удом сообщал в рапорте командиру Гвардейской пехотной дивизии генерал-лейтенанту Николаю Ивановичу Лаврову: «Остался при полку подполковник Шварц, которой, оставя 2-й и 3-й баталионы, уже много притерпевшие убитыми и ранеными, в подкрепление, пошел с 1-м баталионом на оную высоту и выслав стрелков, овладел совершенно оною. Урон с обеих сторон был велик, причем и сам получил смертельную рану, от которой на другой день по утру помре».
Николай Семёнович Самокиш (1860–1944) был, наряду с автором знаменитой Бородинской панорамы Францем Рубо, одним из ведущих русских баталистов рубежа XIX–XX веков. В дальнейшем он передавал свой опыт советским мастерам.
В то время в батальном жанре наметилось стремление использовать опыт других направлений живописи, которая бурно развивалась в конце XIX века. Художники стали отказываться от сложных композиций и проработки на холсте мельчайших деталей в пользу широких свободных мазков, которые позволяли передать всю экспрессию сюжета.
Лейб-гвардии Литовский полк сформировали осенью 1811 года. Он участвовал в Бородинском сражении на его втором этапе. После падения Семёновских (Багратионовых) флешей полк действовал на левом фланге, где понес большие потери — 430 нижних чинов убитыми, 178 ранеными и 113 пропавшими без вести.
Первоначально Литовский полк в батальонном каре отражал атаки неприятельской кавалерии, которая стремилась овладеть деревней Семёновской. Однако, когда соседнюю высоту стали занимать неприятельские стрелки, командир полка полковник Иван Фёдорович Удом попытался сбить противника несколькими атаками. Последнюю, успешную, возглавил принявший командование после ранения старших офицеров, в том числе Удома, подполковник Алексей Ефимович Шварц.
Позднее Удом сообщал в рапорте командиру Гвардейской пехотной дивизии генерал-лейтенанту Николаю Ивановичу Лаврову: «Остался при полку подполковник Шварц, которой, оставя 2-й и 3-й баталионы, уже много притерпевшие убитыми и ранеными, в подкрепление, пошел с 1-м баталионом на оную высоту и выслав стрелков, овладел совершенно оною. Урон с обеих сторон был велик, причем и сам получил смертельную рану, от которой на другой день по утру помре».
Николай Семёнович Самокиш (1860–1944) был, наряду с автором знаменитой Бородинской панорамы Францем Рубо, одним из ведущих русских баталистов рубежа XIX–XX веков. В дальнейшем он передавал свой опыт советским мастерам.
В то время в батальном жанре наметилось стремление использовать опыт других направлений живописи, которая бурно развивалась в конце XIX века. Художники стали отказываться от сложных композиций и проработки на холсте мельчайших деталей в пользу широких свободных мазков, которые позволяли передать всю экспрессию сюжета.