Георгий Григорьевич Нисский (1903, станция Новобелица, Могилёвская губерния — 1987, Москва)
Картина Георгия Нисского «Перед вылетом» по праву считается одной из жемчужин собрания музея Сочи. У Нисского была очень насыщенная жизнь: он был большой любитель приключений, прекрасно играл в волейбол, занимался акробатикой, ходил на лыжах зимой, много летал на аэропланах и самолётах, путешествовал по всему Советскому Союзу. В 1943 году Нисский стал чемпионом Москвы по парусному спорту и капитаном столичной команды яхтсменов, а в 1944 — победителем легендарной Поволжской регаты. Увлечение спортом привело к тому, что он, во-первых, в годы учёбы во ВХУТЕМАСе нередко выступал моделью для работ других художников (например, позировал Петру Кончаловскому), а во-вторых, близко подружился с Александром Дейнекой, разделявшим его спортивный энтузиазм и оказавшим значительное влияние на его художественную манеру.
Нисский был очень современным человеком, восхищался техническим прогрессом, и это звучит в его творчестве. Корабли, яхты, автомобили, самолёты — частые герои его картин. Вместе со своей собакой Редькой сначала на «Москвиче», а затем на своей «Волге» он объездил все небольшие города Подмосковья, делал множество этюдов и возвращался в мастерскую писать великолепные пейзажи.
Летом 1953 года художник отправился в большое — более 2000 километров — плавание по Волге на трофейной яхте, которая досталась ему в первые послевоенные годы как заслуженному яхтсмену. Он назвал свою яхту «Нерпа» и проводил на её борту много времени. «Дядя Жора», так уважительно и любя называли художника в кругу яхтсменов. Нисский часто говорил: «Яхта — мой дом и моя мастерская».
Представленный пейзаж выглядит панорамным и величественным за счет его вытянутого горизонтального формата. На переднем плане художник изобразил гидросамолёт (Гидросамолёт «Каталина», бортовой номер СССР Н-307), готовый к разбегу по водной глади и подъёму в воздух. Ощущение шири пространства достигается за счёт композиционного решения: утёс с домиками на вершине слева контрастирует со спокойной водной гладью, уходящей вдаль, куда через несколько минут устремится самолёт. На заднем плане справа виднеется пологий берег с очертаниями древнерусского храма. По очертаниям храм на картине Нисского напоминает Кривоозёрский монастырь, воспетый Левитаном в картинах «Вечерний звон» (1892, Государственная Третьяковская галерея, «Тихая обитель» (1890, ГТГ) и, конечно же, в самой знаменитой его работе — «Над вечным покоем» (1894, ГТГ).
По ландшафту можно определить, что эта река — Волга, а холм слева — один из узнаваемых крутых берегов Плёса, воспетых Исааком Левитаном и другими русскими художниками. Своей картиной Нисский вступает в диалог с ними, утверждая новую романтику русского пейзажа. В тишину величаво-спокойной природы врывается шум мощного мотора современного гидросамолёта. Покой и умиротворение сменяются жаждой приключений и освоения новых пространств. Нисский говорил: «Пейзаж Родины изменён, он уже не левитановский — он радостен и мажорен, и нужно увидеть его новым чувством, новым сердцем и новыми глазами, сделать новыми руками, иначе он не будет сегодняшним».
Советская авиация, прославившаяся в 1930-е годы на весь мир рекордными перелётами, по некоторым классам самолётов всё-таки значительно отставала. В ранг этих «несчастливцев» попали и морские самолёты. Поэтому в СССР решили наладить производство лучших иностранных самолётов по лицензии. В 1937 году в США закупили лицензию на производство летающей лодки-амфибии Консолиддэйтед PBY «Каталина», и с 1939 года «Каталины» состояли на вооружении в СССР. ВВС не проявили большого интереса к самолёту, поэтому все они были переданы командованию Главсевморпути. После войны часть самолётов была разоружена и передана в Аэрофлот и Полярную авиацию. Там они использовались для перевозки пассажиров, грузов и аэрофотосъёмки.