Шрифт
Цвет
Графика
Нисский Г.Г.
Персона

Нисский Георгий Григорьевич

Годы жизни: 1903–1987
#2

Георгий Григорьевич Нисский — классик советской живописи, один из пионеров индустриального пейзажа и основатель «сурового стиля», обладатель многих государственных наград.

Картины Нисского экспонировались на всесоюзных и зарубежных выставках. В настоящее время они входят в собрания Русского музея и Третьяковской галереи, а также многих областных музеев страны. 

#3

Становление художника: железнодорожная и морская тематики

#4

Родился будущий художник 8 (21) января 1903 года под Гомелем, где его отец работал фельдшером на железнодорожной станции Новобелица. Тяга к творчеству проявилась у маленького Георгия с детских лет: мальчик любил рисовать, а позднее пошел в изостудию. В 1919–1921 годах он занимался в Гомельской художественной студии Михаила Александровича Врубеля, где его учителем был живописец и график Александр Яковлевич Быховский.

Следующим этапом на пути к призванию стало обучение на подготовительном курсе, а затем на отделении живописи в Высших художественно-технических мастерских в Москве. Нисский попал в класс к мастерам того времени — Роберту Рафаиловичу Фальку и Александру Давыдовичу Древину. В общей сложности в учебном заведении начинающий живописец провел восемь лет — с 1922 по 1930 годы. Эта эпоха ознаменовала настоящий расцвет самых разных направлений в искусстве, и Нисский стремился найти в нем свою нишу. В годы учебы он попробовал себя в качестве графика в типографской мастерской, что впоследствии оказало влияние на его творческий стиль.

В 1928 году он отправился в Новороссийск, на черноморское побережье, собирать материал для выпускной работы. Море поразило молодого художника своей мощью и широтой. По итогам поездки Нисский написал дипломную картину «Интернационал на „Жиль-Барте“. Восстание французских моряков в Одессе в 1919 году», а его первая встреча с морем вылилась в большую многолетнюю любовь к маринистике и определила вектор творческого развития художника на годы вперед.

Однако после окончания обучения Нисский уделил внимание железнодорожной теме, на которую его вдохновили воспоминания о проведенном рядом со станцией детстве. Но уже в конце 1930-х живописец стал работать преимущественно над морскими пейзажами. В 1936 году он вместе с художниками Георгием Георгиевичем Ряжским, Фёдором Семёновичем Богородским и Александром Александровичем Дейнекой, многолетним другом и вдохновителем, ездил в Севастополь и Балаклаву писать этюды для будущих полотен. 

#5
«Севастополь. Встреча», 1935 год. Нижегородский художественный музей
#6

В 1937 году художник совершил путешествие к Тихому океану, а в 1940-м — на Балтийское море. Ему удалось побывать на подводной лодке, ближе познакомиться с флотом и собрать материал для морских батальных сюжетов будущих картин.

Начало Великой отечественной войны Нисский встретил в Москве. В эти годы художник работал в «Окнах ТАСС», за исключением поездки в действующую армию вместе с Дейнекой. Его картины о военных событиях имеют мрачный колорит, отражающий внутреннее напряжение и трагизм эпохи.  

#7
«Ночь. 1941 год», 1958 год. Симферопольский художественный музей
#8

«Суровый стиль» и позднее творчество

#9

После окончания войны Нисский сосредоточился на создании пейзажей и жанровых работ. Их основу по-прежнему составляли морские сюжеты.

В свободное время художник активно занимался волейболом, акробатикой, а зимой катался на лыжах. Но особое место в его сердце занимал парусный спорт. Нисский был знаменитым яхтсменом, членом сборной Москвы и двукратным чемпионом. Несколько десятилетий он участвовал в регатах, а порой жил и творил под парусами своей «Нерпы», говоря: «Яхта — мой дом и моя мастерская». 

#10
«Водный праздник», 1949–1950 годы. Нижнетагильский музей изобразительных искусств
#11

В 1950 году в Москве состоялась первая персональная выставка художника. А к середине десятилетия Нисский постепенно перешел к разработке индустриальной тематики. Художнику удалось наконец отточить собственный стиль и найти нужные средства для придания своим полотнам наибольшей выразительности.

Нисский и Дайнека были одними из вдохновителей «сурового стиля» в советской живописи. Он сложился в 1950–1960 годах в противовес соцреализму, который приукрашивал действительность. «Суровый стиль», напротив, изображал реальность такой, как она была: тяжелой и будничной. Жизнь рабочих и крестьян художники передавали правдиво и без прикрас, а в своих работах воспевали труд, силу воли и преодоление.

Полотна Нисского наполнены светом, воздухом, энергией, а также любовью и уважением к трудовым будням их героев. Далеко не на всех его картинах есть люди, но присутствие человека, его созидающей силы и мощи, ощущается в городских пейзажах всегда. 

#12
«Колхоз „Загорье“», 1960 год. Государственный Русский музей 
#13

В 1958 году Нисскому было присвоено звание действительного члена Академии художеств СССР. Годом позже в Москве состоялась вторая выставка картин художника. В 1960–1970 годы его творчество достигло своего расцвета. Основной темой этой эпохи по-прежнему оставался индустриальный пейзаж во всем его многообразии.

Картины Нисского активно экспонировались на зарубежных выставках советских художников: в Париже, Нью-Йорке, Варшаве, Праге, Венеции, Лондоне, Брюсселе и других городах Европы и Азии. 

#14
«Аэродром», 1961 год. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
#15

На протяжении всего творческого пути Нисскому было важно оставаться включенным в контекст, реагировать на происходящее вокруг, на творимую человечеством историю, чтобы передавать в своих картинах. В них также нашла отражение яркая, многогранная жизнь, которую вел художник. Он старался быть честным, открытым и прямым и свои картины писал с такими же установками, чтобы они получались правдивые и настоящие.

В начале 1980-х Нисский тяжело заболел и был вынужден оставить живопись. Художник умер 18 июня 1987 в доме престарелых в Москве и был похоронен на Кунцевском кладбище. 

читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
Содержание скрытоПоказать
%label%
%title%
%author%
%subjects_count_text%
%title%%type%