Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Дагестанский музей изобразительных искусств»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#1
Поленов В.Д.
Одалиска
#3

Об авторе

#2
Василий Поленов (1844–1927) происходил из старинного дворянского рода. Он был прекрасно образован и посвятил себя не только искусству, но и педагогике. В историю художник вошел как автор интимной живописи, открывшей идиллический мир русской старины. Свое творческое кредо Поленов сформулировал в письме к живописцу Виктору Васнецову: «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит».
#4

Поиск творческого пути

#5
Поленов довольно долго искал свой путь и лишь в зрелом возрасте стал известен как пейзажист. Окончив в 1871 году Академию художеств, художник получил возможность отправиться в заграничную поездку на шесть лет. Во многом именно она стала переломным моментом в его жизни. 
#6
Поленов В. «Заросший пруд». 1879 год. Источник: Государственная Третьяковская галерея
#11
Заграничный опыт помог Поленову расставить приоритеты в собственном творчестве: в Россию художник вернулся, твердо решив, что его талант «всего ближе к пейзажному, бытовому жанру, которым я и займусь».
#7
Поленов В. «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель». 1875 год. Источник: Государственная Третьяковская галерея
С 1873 по 1876 год Поленов вместе со своим одноклассником Ильей Репиным жил во Франции. Помимо лирического пейзажа, в этот период его также интересовала историческая живопись. В 1875 году, когда была создана представленная в коллекции музея картина «Одалиска», он написал работу «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон», изобразив женщину трагической судьбы, которая пожертвовала собой ради благородной идеи. Это произведение принесло ему звание академика и первый громкий успех.
#8
«Одалиска» во многом созвучна этой картине. Здесь мы вновь видим, как точно Поленов передал эмоциональное состояние героини. В Османской империи одалиски или «комнатные девушки» были прислужницами в женской части гарема, однако в европейской и русской культуре часто воспринимались как наложницы. Отсюда и ощущение элегической грусти, которым пронизана картина.

Тайна и величие Востока долгое время интриговали художника. В начале 1880-х Поленов отправился в путешествие на Ближний Восток и посетил несколько стран, включая Турцию, Палестину и Сирию. Его увлекал экзотический восточный пейзаж и пестрые одежды местных жителей. Своего рода предвестницей восточного цикла и стала картина «Одалиска». 

Существует два варианта этого произведения, и оба авторские. Вторая работа хранится в Национальном художественном музее Республики Беларусь. Однако искусствоведам неизвестно, какая из них была написана раньше, а какая — повтор.
#9
Поленов В. «Московский дворик». 1878 год. Источник: Государственная Третьяковская галерея
#10
Одной из самых известных работ, прославивших Поленова и ставших его визитной карточкой, стала картина «Московский дворик» (1878), изображающая идиллический быт старой провинциальной Москвы. Она была своего рода манифестом пленэрной живописи, которой художник посвятил себя в зрелые годы. Вдохновившись во время заграничной поездки работами французских мастеров, Поленов решил, что созданные на натуре этюды порой эмоционально более выразительны, чем жанровые произведения.
#12
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Одалиска

Время создания
1875 год
Размер
101x65 см
Техника
Холст, масло
6
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%