#1
Поленов В.Д.
Одалиска
#3
#2
Василий Поленов (1844–1927) происходил из старинного дворянского рода. Он был прекрасно образован и посвятил себя не только искусству, но и педагогике. В историю художник вошел как автор интимной живописи, открывшей идиллический мир русской старины. Свое творческое кредо Поленов сформулировал в письме к живописцу Виктору Васнецову: «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит».
#4
Поиск творческого пути
#5
Поленов довольно долго искал свой путь и лишь в зрелом возрасте стал известен как пейзажист. Окончив в 1871 году Академию художеств, художник получил возможность отправиться в заграничную поездку на шесть лет. Во многом именно она стала переломным моментом в его жизни.
#6
Поленов В. «Заросший пруд». 1879 год. Источник: Государственная Третьяковская галерея
#11
Заграничный опыт помог Поленову расставить приоритеты в собственном творчестве: в Россию художник вернулся, твердо решив, что его талант «всего ближе к пейзажному, бытовому жанру, которым я и займусь».
#7
Поленов В. «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель». 1875 год. Источник: Государственная Третьяковская галерея
С 1873 по 1876 год Поленов вместе со своим одноклассником Ильей Репиным жил во Франции. Помимо лирического пейзажа, в этот период его также интересовала историческая живопись. В 1875 году, когда была создана представленная в коллекции музея картина «Одалиска», он написал работу «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон», изобразив женщину трагической судьбы, которая пожертвовала собой ради благородной идеи. Это произведение принесло ему звание академика и первый громкий успех.
#8
«Одалиска» во многом созвучна этой картине. Здесь мы вновь видим, как точно Поленов передал эмоциональное состояние героини. В Османской империи одалиски или «комнатные девушки» были прислужницами в женской части гарема, однако в европейской и русской культуре часто воспринимались как наложницы. Отсюда и ощущение элегической грусти, которым пронизана картина.
Тайна и величие Востока долгое время интриговали художника. В начале 1880-х Поленов отправился в путешествие на Ближний Восток и посетил несколько стран, включая Турцию, Палестину и Сирию. Его увлекал экзотический восточный пейзаж и пестрые одежды местных жителей. Своего рода предвестницей восточного цикла и стала картина «Одалиска».
Существует два варианта этого произведения, и оба авторские. Вторая работа хранится в Национальном художественном музее Республики Беларусь. Однако искусствоведам неизвестно, какая из них была написана раньше, а какая — повтор.
Тайна и величие Востока долгое время интриговали художника. В начале 1880-х Поленов отправился в путешествие на Ближний Восток и посетил несколько стран, включая Турцию, Палестину и Сирию. Его увлекал экзотический восточный пейзаж и пестрые одежды местных жителей. Своего рода предвестницей восточного цикла и стала картина «Одалиска».
Существует два варианта этого произведения, и оба авторские. Вторая работа хранится в Национальном художественном музее Республики Беларусь. Однако искусствоведам неизвестно, какая из них была написана раньше, а какая — повтор.
#9
Поленов В. «Московский дворик». 1878 год. Источник: Государственная Третьяковская галерея
#10
Одной из самых известных работ, прославивших Поленова и ставших его визитной карточкой, стала картина «Московский дворик» (1878), изображающая идиллический быт старой провинциальной Москвы. Она была своего рода манифестом пленэрной живописи, которой художник посвятил себя в зрелые годы. Вдохновившись во время заграничной поездки работами французских мастеров, Поленов решил, что созданные на натуре этюды порой эмоционально более выразительны, чем жанровые произведения.
#12
ДМИИ им. П.С. Гамзатовой
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Одалиска
Время создания
1875 год
Размер
101x65 см
Техника
Холст, масло
6
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться