Елена Поленова родилась в аристократической семье, получила прекрасное образование. Мать, Мария Поленова, была художницей-любительницей и дала детям первые уроки рисования. В 1859 году в семью в качестве учителя рисования пригласили студента Академии художеств Павла Чистякова, который давал уроки два раза в неделю всем четверым детям.
Елена не могла стать студенткой Академии художеств, как ее старший брат, будущий художник Василий Поленов, поскольку в те годы женщин не допускали к учебе в высших учебных заведениях. Но в 14 лет она поступила в Санкт-Петербургскую рисовальную школу Общества поощрения художеств, где училась у Ивана Крамского. Во время первой поездки во Францию в 1869–1870 годах Поленова посещала частную школу-студию Шарля Шаплена в Париже. Вернувшись в Россию, она занималась в частной мастерской Чистякова, а потом снова в школе Общества поощрения художеств (ОПХ), причем одновременно в двух классах — акварельном и керамическом. На экзаменах Елена Поленова была удостоена серебряных медалей и в качестве поощрения ей предложили поехать на стажировку в Париж. «Какой скандал, Вася, — писала она брату, — меня посылают в командировку за границу от О-ва поощрения. Я думаю, это первый пример в истории, по крайней мере в русской, чтобы особа нашего бабьего сословия получала поручение и отправляема была в командировку с целью изучения и т. д.». Вернувшись в Петербург, Поленова около года преподавала живопись по фарфору и фаянсу в созданном ею классе майолики в ОПХ.
Елена Поленова стала ведущим мастером русского стиля в декоративно-прикладном искусстве. Наиболее плодотворный период ее деятельности пришелся на 1880-е годы и начало 1890-х годов. С 1885 по 1893 год она руководила столярной мастерской в Абрамцево. Среди представленных в коллекции музея работ, выполненных по ее эскизам, — деревянная скамья, украшенная трехгранно-выемчатой резьбой. Это один из самых древних видов геометрической резьбы, состоящий из треугольников, ромбов и квадратов. Современники Поленовой отмечали ее выдающуюся способность к сочинению орнамента. Начав с прямого воспроизведения образцов народного искусства, она перешла к созданию оригинальных работ. Помимо художественного руководства столярной мастерской Елена Дмитриевна была участником и инициатором и других направлений деятельности Абрамцевского художественного кружка, участвовала в литературных и рисовальных вечерах в доме Саввы Мамонтова, а также в театральных постановках.
За скамьей расположен самый внушительный экспонат раздела экспозиции, посвященного мастерской «Абрамцево», — буфет, также выполненный по эскизу Елены Поленовой. Буфет, как и скамья, украшен трехгранно-выемчатой резьбой. Изначально резьба была с подкрасом, но со временем краска была утрачена.
Елена не могла стать студенткой Академии художеств, как ее старший брат, будущий художник Василий Поленов, поскольку в те годы женщин не допускали к учебе в высших учебных заведениях. Но в 14 лет она поступила в Санкт-Петербургскую рисовальную школу Общества поощрения художеств, где училась у Ивана Крамского. Во время первой поездки во Францию в 1869–1870 годах Поленова посещала частную школу-студию Шарля Шаплена в Париже. Вернувшись в Россию, она занималась в частной мастерской Чистякова, а потом снова в школе Общества поощрения художеств (ОПХ), причем одновременно в двух классах — акварельном и керамическом. На экзаменах Елена Поленова была удостоена серебряных медалей и в качестве поощрения ей предложили поехать на стажировку в Париж. «Какой скандал, Вася, — писала она брату, — меня посылают в командировку за границу от О-ва поощрения. Я думаю, это первый пример в истории, по крайней мере в русской, чтобы особа нашего бабьего сословия получала поручение и отправляема была в командировку с целью изучения и т. д.». Вернувшись в Петербург, Поленова около года преподавала живопись по фарфору и фаянсу в созданном ею классе майолики в ОПХ.
Елена Поленова стала ведущим мастером русского стиля в декоративно-прикладном искусстве. Наиболее плодотворный период ее деятельности пришелся на 1880-е годы и начало 1890-х годов. С 1885 по 1893 год она руководила столярной мастерской в Абрамцево. Среди представленных в коллекции музея работ, выполненных по ее эскизам, — деревянная скамья, украшенная трехгранно-выемчатой резьбой. Это один из самых древних видов геометрической резьбы, состоящий из треугольников, ромбов и квадратов. Современники Поленовой отмечали ее выдающуюся способность к сочинению орнамента. Начав с прямого воспроизведения образцов народного искусства, она перешла к созданию оригинальных работ. Помимо художественного руководства столярной мастерской Елена Дмитриевна была участником и инициатором и других направлений деятельности Абрамцевского художественного кружка, участвовала в литературных и рисовальных вечерах в доме Саввы Мамонтова, а также в театральных постановках.
За скамьей расположен самый внушительный экспонат раздела экспозиции, посвященного мастерской «Абрамцево», — буфет, также выполненный по эскизу Елены Поленовой. Буфет, как и скамья, украшен трехгранно-выемчатой резьбой. Изначально резьба была с подкрасом, но со временем краска была утрачена.