Елена Поленова родилась в аристократической семье. В детстве они с братом, будущим известным художником Василием Поленовым, получили широкое и разностороннее образование. Елена не могла стать студенткой Академии художеств, поскольку в те годы женщин не допускали к учебе в высших учебных заведениях. Формального высшего художественного образования Елена не получила, но в 14 лет она поступила в Санкт-Петербургскую рисовальную школу Общества поощрения художеств, где ее учителем был знаменитый живописец Иван Крамской.
Оба они — и Елена, и Василий — сыграли немалую роль в деятельности Абрамцевского художественного кружка, организованного меценатом Саввой Мамонтовым.
Если Василий Поленов стал одним из авторов проекта по строительству церкви Спаса Нерукотворного с часовней, вошедшую в историю русской архитектуры как первое сооружение неорусского стиля, то его сестра, Елена Поленова, стала ведущим мастером русского стиля в декоративно-прикладном искусстве.
Скамья, выполненная по ее эскизу, украшена орнаментом — трехгранно-выемчатой резьбой. Это один из самых древних видов геометрической резьбы, который состоит из треугольников, ромбов и квадратов. Елена Поленова работала с традиционными темами народного искусства. Художница не только находила источник вдохновения в народных орнаментах, но и сама умела «сочинять» новые узоры. Начав с прямого воспроизведения образцов народного искусства, Елена Дмитриевна перешла к созданию оригинальных работ, свободным приемам стилизации, свойственным мастерам эпохи модерна. Подлокотники скамьи выполнены в виде двух коней, образы которых — одни из самых часто повторяемых в традиционном декоративно-прикладном искусстве.
За скамьей находится самый внушительный экспонат раздела экспозиции, посвященного мастерской «Абрамцево», — буфет, также выполненный по эскизу Елены Поленовой. Буфет тоже украшен геометрической трехгранно-выемчатой резьбой. Изначально резьба была с подкрасом, но со временем краска была утрачена.
Елена Дмитриевна помимо художественного руководства столярной мастерской была участником и инициатором и других направлений деятельности абрамцевского кружка, участвовала в литературных и рисовальных вечерах в доме Саввы Мамонтова, а также в театральных постановках.
Оба они — и Елена, и Василий — сыграли немалую роль в деятельности Абрамцевского художественного кружка, организованного меценатом Саввой Мамонтовым.
Если Василий Поленов стал одним из авторов проекта по строительству церкви Спаса Нерукотворного с часовней, вошедшую в историю русской архитектуры как первое сооружение неорусского стиля, то его сестра, Елена Поленова, стала ведущим мастером русского стиля в декоративно-прикладном искусстве.
Скамья, выполненная по ее эскизу, украшена орнаментом — трехгранно-выемчатой резьбой. Это один из самых древних видов геометрической резьбы, который состоит из треугольников, ромбов и квадратов. Елена Поленова работала с традиционными темами народного искусства. Художница не только находила источник вдохновения в народных орнаментах, но и сама умела «сочинять» новые узоры. Начав с прямого воспроизведения образцов народного искусства, Елена Дмитриевна перешла к созданию оригинальных работ, свободным приемам стилизации, свойственным мастерам эпохи модерна. Подлокотники скамьи выполнены в виде двух коней, образы которых — одни из самых часто повторяемых в традиционном декоративно-прикладном искусстве.
За скамьей находится самый внушительный экспонат раздела экспозиции, посвященного мастерской «Абрамцево», — буфет, также выполненный по эскизу Елены Поленовой. Буфет тоже украшен геометрической трехгранно-выемчатой резьбой. Изначально резьба была с подкрасом, но со временем краска была утрачена.
Елена Дмитриевна помимо художественного руководства столярной мастерской была участником и инициатором и других направлений деятельности абрамцевского кружка, участвовала в литературных и рисовальных вечерах в доме Саввы Мамонтова, а также в театральных постановках.