Теодор Горшельт (1829–1871) — немецкий живописец, с ранних лет мечтавший о Кавказе, который представлялся ему «волшебной страной». Впервые он попал сюда в 1858 году волонтером при штабе князя Барятинского — главнокомандующего Кавказской армией. Художник не боялся службы — в течение пяти лет он участвовал в боях и даже был награжден российскими орденами Святого Станислава и Святой Анны за мужество.
Лошадь князя Барятинского
Время создания
1861 год
Размер
43x55 см
Техника
Холст, масло
3
Открыть в приложении#1
Горшельт Теодор
Лошадь князя Барятинского
#2
#8
Вернувшись в Мюнхен в 1863 году, Горшельт писал в дневнике:
«Отважность бойцов, их дикий неукротимый вид, их селения и скалы, их стремительные реки, их сказания и истории — вот где поэзия».
#7
Художнику довелось стать участником и свидетелем наиболее важных эпизодов Кавказской войны. Он присутствовал при взятии Ведено и Гуниба — двух резиденций имама Шамиля и при пленении легендарного предводителя кавказских горцев.
Впоследствии Горшельт создал серию рисунков по мотивам своих кавказских впечатлений, а сделанные в Гунибе наброски легли в основу большого полотна о пленении Шамиля, которое демонстрировалось в Мюнхене в 1869 году в мастерской художника, затем в Петербурге. После она была доставлена заказчику в «Марьино».
#4
Многие рисунки приобрел император Александр II, чтобы передать в петербургскую Академию художеств, которая даровала Горшельту титул академика.
#5
Горшельт Т. «Пленный Шамиль перед главнокомандующим князем А. И. Барятинским на Гунибе 25 августа 1859». 1964 год. Источник: Национальный музей Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи
#9
В экспозиции Дагестанского музея изобразительных искусств находится работа «Лошадь князя А. И. Барятинского» 1861 года. Известно, что князь Барятинский был страстным любителем лошадей и не раз заказывал «парадные портреты» своих любимцев. С юности он увлекался ездой на неоседланных лошадях и скачками, ради которых приобретал самых дорогих животных.
Несмотря на то что художник считал «лучшим родом живописи» батальные сцены, камерные работы ему удавались не хуже. Через всю жизнь Горшельт пронес академическую выучку — на примере «Лошади князя Барятинского» мы видим, какое большое значение художник придавал правильности рисунка и композиции. Изображая лошадь главнокомандующего, он в деталях передает обстановку и тщательно изучает натуру. Это произведение отличает правдивость и проработанность мельчайших деталей. Князь Барятинский ценил работы Горшельта за его требовательность к себе.
#6
Подлинную славу ему принесло полотно «Пленный Шамиль перед князем Барятинским» (1863). «Весь Мюнхен целую неделю стремился в мастерскую художника, где картина была выставлена», — писал художественный критик Адриан Прахов о нем. За это произведение художник получил большую золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Сегодня картина экспонируется в «Национальном музее Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи» в Махачкале.
#10
ДМИИ им. П.С. Гамзатовой
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Лошадь князя Барятинского
Время создания
1861 год
Размер
43x55 см
Техника
Холст, масло
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться