Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Дагестанский музей изобразительных искусств»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Подносы

Время создания
Конец XIX — начало XX веков
Размер
65x65 см
Диаметр – 65 см
Техника
Медь, полуда, чеканка, ковка
2
Открыть в приложении
#1
Поднос
#5

Подносы в Дагестане

#4
Круглые подносы с крупным орнаментом были очень популярны в Дагестане — ими пользовались почти в каждом доме. Среди подносов встречались чеканные изделия и гравированные. В первом случае мастера выбивали рельефное изображение на металлической пластине с помощью штемпеля. Во втором — вырезали рисунок на поверхности металла пуансонами — инструментами, напоминающими большие гвозди. Гравированный узор получался менее объемным, но, как правило, более сложным с точки зрения использования орнаментальных мотивов.

Издревле наиболее востребованной была посуда из меди: такие изделия были более надежными, прочными и легкими в использовании — в сравнении с керамикой или деревом. Из меди делали литые котлы, украшенные орнаментом настенные блюда, кувшины для воды и многую другую домашнюю утварь. Чтобы предохранить изделия от ржавчины или окисления, поверхность лудили — покрывали тонким слоем олова, а затем наносили гравированный или чеканный орнамент.

Как мастера медночеканного дела в XIX веке прославились аварцы. В особенности ремесло было развито в селениях Гоцатль и Ичичали. 
#2
«Поднос большой чеканный». Аварцы. Источник: ДМИИ им. П.С. Гамзатовой
#6
Ритуальные подносы с крупным узором, как тот, что представлен в коллекции музея, использовались во время церемонии сватовства и свадебного шествия. Также ими украшали стены в кунацких — так называлась центральная комната в доме. Чеканный декор таких подносов представлял собой всевозможные узоры из лепестков, фестонов и точек.

Гравированные подносы появились в нагорной части Дагестана под влиянием азербайджанского центра Лагич, который снабжал медной утварью южный Дагестан. Лакские мастера-отходники, работающие в Закаталах для проживающих там лакцев и аварцев, по их желанию повторяли орнаментальные мотивы с лагичской меди. Эти подносы стали популярны и по всему остальному Дагестану.
#3
«Поднос большой гравированный с зубчатым краем». Азербайджан, с. Лагич. Источник: ДМИИ им. П.С. Гамзатовой
#7
Орнамент таких изделий состоит из растительных мотивов и ритмично повторяющихся восточных «огурцов». Часто в растительный декор вплеталась арабская вязь. Дело в том, что дагестанские мастера ориентировались на традиции тех мест, где им приходилось работать или продавать свои изделия. Поэтому среди медной утвари часто встречаются образцы, выполненные в азербайджанских традициях.
#8
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Подносы

Время создания
Конец XIX — начало XX веков
Размер
65x65 см
Диаметр – 65 см
Техника
Медь, полуда, чеканка, ковка
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%