Подносы
Время создания
Конец XIX — начало XX веков
Размер
65x65 см
Диаметр – 65 см
Диаметр – 65 см
Техника
Медь, полуда, чеканка, ковка
2
Открыть в приложении#1
Поднос
#5
Подносы в Дагестане
#4
Круглые подносы с крупным орнаментом были очень популярны в Дагестане — ими пользовались почти в каждом доме. Среди подносов встречались чеканные изделия и гравированные. В первом случае мастера выбивали рельефное изображение на металлической пластине с помощью штемпеля. Во втором — вырезали рисунок на поверхности металла пуансонами — инструментами, напоминающими большие гвозди. Гравированный узор получался менее объемным, но, как правило, более сложным с точки зрения использования орнаментальных мотивов.
Издревле наиболее востребованной была посуда из меди: такие изделия были более надежными, прочными и легкими в использовании — в сравнении с керамикой или деревом. Из меди делали литые котлы, украшенные орнаментом настенные блюда, кувшины для воды и многую другую домашнюю утварь. Чтобы предохранить изделия от ржавчины или окисления, поверхность лудили — покрывали тонким слоем олова, а затем наносили гравированный или чеканный орнамент.
Издревле наиболее востребованной была посуда из меди: такие изделия были более надежными, прочными и легкими в использовании — в сравнении с керамикой или деревом. Из меди делали литые котлы, украшенные орнаментом настенные блюда, кувшины для воды и многую другую домашнюю утварь. Чтобы предохранить изделия от ржавчины или окисления, поверхность лудили — покрывали тонким слоем олова, а затем наносили гравированный или чеканный орнамент.
Как мастера медночеканного дела в XIX веке прославились аварцы. В особенности ремесло было развито в селениях Гоцатль и Ичичали.
#2
«Поднос большой чеканный». Аварцы. Источник: ДМИИ им. П.С. Гамзатовой
#6
Ритуальные подносы с крупным узором, как тот, что представлен в коллекции музея, использовались во время церемонии сватовства и свадебного шествия. Также ими украшали стены в кунацких — так называлась центральная комната в доме. Чеканный декор таких подносов представлял собой всевозможные узоры из лепестков, фестонов и точек.
Гравированные подносы появились в нагорной части Дагестана под влиянием азербайджанского центра Лагич, который снабжал медной утварью южный Дагестан. Лакские мастера-отходники, работающие в Закаталах для проживающих там лакцев и аварцев, по их желанию повторяли орнаментальные мотивы с лагичской меди. Эти подносы стали популярны и по всему остальному Дагестану.
Гравированные подносы появились в нагорной части Дагестана под влиянием азербайджанского центра Лагич, который снабжал медной утварью южный Дагестан. Лакские мастера-отходники, работающие в Закаталах для проживающих там лакцев и аварцев, по их желанию повторяли орнаментальные мотивы с лагичской меди. Эти подносы стали популярны и по всему остальному Дагестану.
#3
«Поднос большой гравированный с зубчатым краем». Азербайджан, с. Лагич. Источник: ДМИИ им. П.С. Гамзатовой
#7
Орнамент таких изделий состоит из растительных мотивов и ритмично повторяющихся восточных «огурцов». Часто в растительный декор вплеталась арабская вязь. Дело в том, что дагестанские мастера ориентировались на традиции тех мест, где им приходилось работать или продавать свои изделия. Поэтому среди медной утвари часто встречаются образцы, выполненные в азербайджанских традициях.
#8
ДМИИ им. П.С. Гамзатовой
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Подносы
Время создания
Конец XIX — начало XX веков
Размер
65x65 см
Диаметр – 65 см
Диаметр – 65 см
Техника
Медь, полуда, чеканка, ковка
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться