Шрифт
Цвет
Графика
Поленова Е.Д.
Персона

Поленова Елена Дмитриевна

Годы жизни: 1850—1898
#2

Резная мебель, иллюстрации к сказкам и керамика

#3
Елена Поленова — мастер акварели и иллюстратор, сестра Василия Поленова — собирала фольклор, оформляла сказки, изучала крестьянский быт, а также способствовала открытию первого в России музея прикладного искусства. Знакомьтесь с жизнью и творчеством знаменитой художницы.
#4

Ученица Павла Чистякова и Ивана Крамского

#5
Елена Поленова родилась в 1850 году в Санкт-Петербурге, в дворянской семье. Ее отец, статский советник Дмитрий Поленов, был дипломатом увлекался искусством, изучал летописи и археологические памятники. Мать Мария Воейкова писала книги для детей и рисовала: она училась живописи у известного художника Карла Брюллова. В семье поощряли занятия искусством, для Елены и ее старшего брата Василия еще в детстве наняли преподавателя рисования Павла Чистякова. Будущую художницу интересовали фольклор и народное искусство, она изучала литературу, читала труды по философии и естествознанию, геологии и юриспруденции, но решила заниматься искусством.

Во второй половине XIX века женщины еще не могли учиться в Академии художеств — ведущем образовательном учреждении страны, которое готовило живописцев. Поэтому Поленова поступила в рисовальную школу при Обществе поощрения художеств, где ее педагогом стал Иван Крамской. В конце 1860-х годов она уехала во Францию, чтобы продолжить образование. В Париже Поленова провела год, обучаясь в школе-студии у живописца Шарля Шаплена.
#6

Керамика и акварель

#7
В 1877 году, во время Русско-турецкой войны, Елена Поленова уехала в Киев, ухаживала в госпитале за ранеными и преподавала в школе. Она встретила врача Алексея Шкляревского, и вскоре пара решила пожениться. Но родные художницы были против их союза, так как Шкляревский, по их мнению, был недостаточно знатного происхождения. Елена не смогла ослушаться родителей, мать увезла ее в Европу, свадьба не состоялась.

В 1878 году Поленова вновь поступила в школу при Обществе поощрения художеств, в этот раз сразу на два направления: она осваивала акварель и работу с керамикой. Общество ежегодно проводило конкурсы-смотры, лучшим студентам присуждали денежные поощрения и гранты — пенсии — на поездки в Европу. За пластину из керамики «Пир у Иоанна Грозного» Поленову наградили командировкой во Францию. Художница писала об этом событии:
#8
Меня посылают в командировку за границу от Общества поощрения. Я думаю, это первый пример в истории, по крайней мере в русской, чтобы особа нашего бабьего сословия получала поручение и отправляема была в командировку с целью изучения и т. д.
#9
В Париже она работала с глиной и эмалями, училась делать цветные глазури — стекловидные составы, которыми покрывали керамические предметы. В свободное от занятий время Поленова писала акварельные этюды, запечатлевала виды столицы Франции. В 1880 году художница вернулась из пенсионерской поездки в родной Санкт-Петербург, стала преподавать в школе Общества поощрения художеств, где по ее инициативе открылся класс майолики — расписной керамики.
#11

Усадьба Абрамцево

#12
В начале 1880-х годов художница переехала в Москву к брату, живописцу Василию Поленову. В те же годы она часто бывала в подмосковной усадьбе Абрамцево, в поместье мецената Саввы Мамонтова. В «абрамцевский кружок» входили актеры, музыканты и художники. Участники ставили спектакли, читали произведения классиков и современников, играли на музыкальных инструментах.

В Абрамцеве Поленова писала акварельные пейзажи, работала на пленэрах вместе с Валентином Серовым и Исааком Левитаном. Главными мотивами ее акварелей стали покрытые цветами поляны, уютные уголки леса, садовые тропинки. Свои работы она представляла на выставках, о них положительно отзывались критики.

Со временем Поленова увлеклась русской стариной и фольклором. В имении она подружилась с супругой Саввы Мамонтова Елизаветой, и вместе они открыли первый в стране музей прикладного искусства. Меценатки ездили по деревням в русской провинции и приобретали старинную утварь, украшенную резьбой или росписью, —«солонки, ящички, донца, швейки, вальки и рубели, прялки и трепала, передки телег и саней, грабли, детские сиделки и скамьи». Крупные предметы, такие как столы, шкафы и лавки, Поленова фотографировала и зарисовывала.

В 1885 году в поместье открылась мастерская резьбы по дереву, ее возглавила Елена Поленова. Художница рисовала эскизы мебели и изделий декоративно-прикладного искусства, включая в элементы декора и форм мотивы русского народного искусства. В мастерской она обучала резчиков из окрестных сел, в том числе и крестьянских детей. Поленова ставила ученикам задачу не просто повторить старинные узоры, а создать самобытные предметы в народном стиле. Изделия мастерской пользовались спросом у состоятельных покупателей, их делали на заказ и продавали в московском магазине.
#13

Фольклор и сценки из повседневной жизни

#14
Во время поездок по губерниям Елена Поленова не только собирала предметы быта, но и записывала фольклор, который рассказывали ей местные крестьяне. К сказкам она создавала иллюстрации акварельными красками — к концу 1880-х годов в ее коллекции было более 20 рисунков. Во время работы над иллюстрациями она вспоминала детские годы, когда представляла, что в лесу существуют крошечные города, населенные разными персонажами. По результатам поездок Поленовой небольшим тиражом вышла черно-белая книга «Война грибов», которую художница затем раскрасила вручную.

В конце 1880-х годов Поленова стала работать в новой для себя технике — масляными красками на холсте. Картины она отправляла на выставки, о них положительно отзывались критики и другие живописцы. Так, о полотне «Шарманщики» Илья Репин писал:
#15
Эта такая превосходная вещь, такая сильная, такая правдивая, что, пожалуй, второй такой на выставке нет.
читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
Содержание скрытоПоказать
%label%
%title%
%author%
%subjects_count_text%
%title%%type%