Персона
Поленова Елена Дмитриевна
Годы жизни: 1850—1898
#2
#3
Елена Поленова — мастер акварели и иллюстратор, сестра Василия Поленова — собирала фольклор, оформляла сказки, изучала крестьянский быт, а также способствовала открытию первого в России музея прикладного искусства. Знакомьтесь с жизнью и творчеством знаменитой художницы.
#4
Ученица Павла Чистякова и Ивана Крамского
#5
Елена Поленова родилась в 1850 году в Санкт-Петербурге, в дворянской семье. Ее отец, статский советник Дмитрий Поленов, был дипломатом увлекался искусством, изучал летописи и археологические памятники. Мать Мария Воейкова писала книги для детей и рисовала: она училась живописи у известного художника Карла Брюллова. В семье поощряли занятия искусством, для Елены и ее старшего брата Василия еще в детстве наняли преподавателя рисования Павла Чистякова. Будущую художницу интересовали фольклор и народное искусство, она изучала литературу, читала труды по философии и естествознанию, геологии и юриспруденции, но решила заниматься искусством.
Во второй половине XIX века женщины еще не могли учиться в Академии художеств — ведущем образовательном учреждении страны, которое готовило живописцев. Поэтому Поленова поступила в рисовальную школу при Обществе поощрения художеств, где ее педагогом стал Иван Крамской. В конце 1860-х годов она уехала во Францию, чтобы продолжить образование. В Париже Поленова провела год, обучаясь в школе-студии у живописца Шарля Шаплена.
Во второй половине XIX века женщины еще не могли учиться в Академии художеств — ведущем образовательном учреждении страны, которое готовило живописцев. Поэтому Поленова поступила в рисовальную школу при Обществе поощрения художеств, где ее педагогом стал Иван Крамской. В конце 1860-х годов она уехала во Францию, чтобы продолжить образование. В Париже Поленова провела год, обучаясь в школе-студии у живописца Шарля Шаплена.
#6
Керамика и акварель
#7
В 1877 году, во время Русско-турецкой войны, Елена Поленова уехала в Киев, ухаживала в госпитале за ранеными и преподавала в школе. Она встретила врача Алексея Шкляревского, и вскоре пара решила пожениться. Но родные художницы были против их союза, так как Шкляревский, по их мнению, был недостаточно знатного происхождения. Елена не смогла ослушаться родителей, мать увезла ее в Европу, свадьба не состоялась.
В 1878 году Поленова вновь поступила в школу при Обществе поощрения художеств, в этот раз сразу на два направления: она осваивала акварель и работу с керамикой. Общество ежегодно проводило конкурсы-смотры, лучшим студентам присуждали денежные поощрения и гранты — пенсии — на поездки в Европу. За пластину из керамики «Пир у Иоанна Грозного» Поленову наградили командировкой во Францию. Художница писала об этом событии:
В 1878 году Поленова вновь поступила в школу при Обществе поощрения художеств, в этот раз сразу на два направления: она осваивала акварель и работу с керамикой. Общество ежегодно проводило конкурсы-смотры, лучшим студентам присуждали денежные поощрения и гранты — пенсии — на поездки в Европу. За пластину из керамики «Пир у Иоанна Грозного» Поленову наградили командировкой во Францию. Художница писала об этом событии:
#8
Снимок экрана 13.04.2023 в 18.06.png
Меня посылают в командировку за границу от Общества поощрения. Я думаю, это первый пример в истории, по крайней мере в русской, чтобы особа нашего бабьего сословия получала поручение и отправляема была в командировку с целью изучения и т. д.
#9
В Париже она работала с глиной и эмалями, училась делать цветные глазури — стекловидные составы, которыми покрывали керамические предметы. В свободное от занятий время Поленова писала акварельные этюды, запечатлевала виды столицы Франции. В 1880 году художница вернулась из пенсионерской поездки в родной Санкт-Петербург, стала преподавать в школе Общества поощрения художеств, где по ее инициативе открылся класс майолики — расписной керамики.
#11
Усадьба Абрамцево
#12
В начале 1880-х годов художница переехала в Москву к брату, живописцу Василию Поленову. В те же годы она часто бывала в подмосковной усадьбе Абрамцево, в поместье мецената Саввы Мамонтова. В «абрамцевский кружок» входили актеры, музыканты и художники. Участники ставили спектакли, читали произведения классиков и современников, играли на музыкальных инструментах.
В Абрамцеве Поленова писала акварельные пейзажи, работала на пленэрах вместе с Валентином Серовым и Исааком Левитаном. Главными мотивами ее акварелей стали покрытые цветами поляны, уютные уголки леса, садовые тропинки. Свои работы она представляла на выставках, о них положительно отзывались критики.
Со временем Поленова увлеклась русской стариной и фольклором. В имении она подружилась с супругой Саввы Мамонтова Елизаветой, и вместе они открыли первый в стране музей прикладного искусства. Меценатки ездили по деревням в русской провинции и приобретали старинную утварь, украшенную резьбой или росписью, —«солонки, ящички, донца, швейки, вальки и рубели, прялки и трепала, передки телег и саней, грабли, детские сиделки и скамьи». Крупные предметы, такие как столы, шкафы и лавки, Поленова фотографировала и зарисовывала.
В 1885 году в поместье открылась мастерская резьбы по дереву, ее возглавила Елена Поленова. Художница рисовала эскизы мебели и изделий декоративно-прикладного искусства, включая в элементы декора и форм мотивы русского народного искусства. В мастерской она обучала резчиков из окрестных сел, в том числе и крестьянских детей. Поленова ставила ученикам задачу не просто повторить старинные узоры, а создать самобытные предметы в народном стиле. Изделия мастерской пользовались спросом у состоятельных покупателей, их делали на заказ и продавали в московском магазине.
В Абрамцеве Поленова писала акварельные пейзажи, работала на пленэрах вместе с Валентином Серовым и Исааком Левитаном. Главными мотивами ее акварелей стали покрытые цветами поляны, уютные уголки леса, садовые тропинки. Свои работы она представляла на выставках, о них положительно отзывались критики.
Со временем Поленова увлеклась русской стариной и фольклором. В имении она подружилась с супругой Саввы Мамонтова Елизаветой, и вместе они открыли первый в стране музей прикладного искусства. Меценатки ездили по деревням в русской провинции и приобретали старинную утварь, украшенную резьбой или росписью, —«солонки, ящички, донца, швейки, вальки и рубели, прялки и трепала, передки телег и саней, грабли, детские сиделки и скамьи». Крупные предметы, такие как столы, шкафы и лавки, Поленова фотографировала и зарисовывала.
В 1885 году в поместье открылась мастерская резьбы по дереву, ее возглавила Елена Поленова. Художница рисовала эскизы мебели и изделий декоративно-прикладного искусства, включая в элементы декора и форм мотивы русского народного искусства. В мастерской она обучала резчиков из окрестных сел, в том числе и крестьянских детей. Поленова ставила ученикам задачу не просто повторить старинные узоры, а создать самобытные предметы в народном стиле. Изделия мастерской пользовались спросом у состоятельных покупателей, их делали на заказ и продавали в московском магазине.
#13
Фольклор и сценки из повседневной жизни
#14
Во время поездок по губерниям Елена Поленова не только собирала предметы быта, но и записывала фольклор, который рассказывали ей местные крестьяне. К сказкам она создавала иллюстрации акварельными красками — к концу 1880-х годов в ее коллекции было более 20 рисунков. Во время работы над иллюстрациями она вспоминала детские годы, когда представляла, что в лесу существуют крошечные города, населенные разными персонажами. По результатам поездок Поленовой небольшим тиражом вышла черно-белая книга «Война грибов», которую художница затем раскрасила вручную.
В конце 1880-х годов Поленова стала работать в новой для себя технике — масляными красками на холсте. Картины она отправляла на выставки, о них положительно отзывались критики и другие живописцы. Так, о полотне «Шарманщики» Илья Репин писал:
В конце 1880-х годов Поленова стала работать в новой для себя технике — масляными красками на холсте. Картины она отправляла на выставки, о них положительно отзывались критики и другие живописцы. Так, о полотне «Шарманщики» Илья Репин писал:
#15
Снимок экрана 14.04.2023 в 09.49.39.png
Эта такая превосходная вещь, такая сильная, такая правдивая, что, пожалуй, второй такой на выставке нет.
#1
читать дальшескрыть