В произведениях замечательной русской художницы Зинаиды Серебряковой чувствуется дыхание классического искусства. В портрете-картине «На террасе в Харькове» члены ее семьи изображены за повседневными занятиями. Но эта будничная, конкретная сцена приобретает удивительную художественную целостность и отражает всеобщее понимание домашнего уюта.
На картине можно увидеть Екатерину Лансере — мать художницы, одну из детей архитектора Николая Бенуа, которая в молодости была художником-графиком, и детей самой Зинаиды Серебряковой: Татьяну, которая во взрослом возрасте работала как художник в театрах Ленинграда, Минска и Казани, а также Екатерину, переехавшую с матерью и братом Александром в Париж.
Картина написана в тяжелое для Серебряковой время. Среди лишений и горестей революционных лет самым страшным для семьи событием стала смерть от тифа мужа Зинаиды Евгеньевны — Бориса. Но в полотне лишь траурный цвет платья Екатерины Николаевны, матери художницы, да особая щемящая нежность, с которой выписаны фигуры детей, напоминают о недавней трагедии, перевернувшей жизнь художницы с ног на голову.
Внутренний мир произведения не безмятежен, но светел и гармоничен, как и большая часть произведений художницы. Современники вспоминали, что Серебрякова всегда без раздражения и жалоб переносила выпавшие ей испытания. Это ее мировосприятие сказалось и на ее художественном языке. Нашло оно отражение и в этом произведении.
В картине «На террасе в Харькове» отразились импрессионистические тенденции, которые Серебрякова переосмыслила и трансформировала под свой индивидуальный творческий стиль и манеру. Художница использует пастозную живописную манеру и смелые цветовые решения. С помощью яркого колорита она передает солнечный свет, проникающий через окна во внутреннее пространство помещения. В то же время для художественного языка Серебряковой свойственна декоративная монументальность. Она проявляется в скульптурности, выраженной объемности фигур, что сближает эту картину с классицистическими произведениями Пуссена.
На картине можно увидеть Екатерину Лансере — мать художницы, одну из детей архитектора Николая Бенуа, которая в молодости была художником-графиком, и детей самой Зинаиды Серебряковой: Татьяну, которая во взрослом возрасте работала как художник в театрах Ленинграда, Минска и Казани, а также Екатерину, переехавшую с матерью и братом Александром в Париж.
Картина написана в тяжелое для Серебряковой время. Среди лишений и горестей революционных лет самым страшным для семьи событием стала смерть от тифа мужа Зинаиды Евгеньевны — Бориса. Но в полотне лишь траурный цвет платья Екатерины Николаевны, матери художницы, да особая щемящая нежность, с которой выписаны фигуры детей, напоминают о недавней трагедии, перевернувшей жизнь художницы с ног на голову.
Внутренний мир произведения не безмятежен, но светел и гармоничен, как и большая часть произведений художницы. Современники вспоминали, что Серебрякова всегда без раздражения и жалоб переносила выпавшие ей испытания. Это ее мировосприятие сказалось и на ее художественном языке. Нашло оно отражение и в этом произведении.
В картине «На террасе в Харькове» отразились импрессионистические тенденции, которые Серебрякова переосмыслила и трансформировала под свой индивидуальный творческий стиль и манеру. Художница использует пастозную живописную манеру и смелые цветовые решения. С помощью яркого колорита она передает солнечный свет, проникающий через окна во внутреннее пространство помещения. В то же время для художественного языка Серебряковой свойственна декоративная монументальность. Она проявляется в скульптурности, выраженной объемности фигур, что сближает эту картину с классицистическими произведениями Пуссена.