Картина относится к циклу «Жатва», посвященному русским крестьянам. В основе полотна лежат многочисленные натурные этюды, созданные в селе Нескучном Курской губернии. Запечатленная сцена полуденного отдыха трактована как некое событие, полное величавого спокойствия, тишины и поэзии.
Крестьянка наливает в миску молоко, жнец режет ножом хлеб. Во всем этом, казалось бы, нет ничего особенного — обыкновенная сцена крестьянской жизни, но Серебрякова, как и во всем, что становится предметом ее внимания, находит возвышенные и поэтические черты.
Ощущение внутренней сосредоточенности передается ритмом неторопливых, почти торжественных движений. Использованные в картине приемы монументального искусства поднимают простой сюжет до уровня некоего священного обряда.
Художница создала в искусстве свой тип русской женщины, во многом близкий героиням полотен А.Г. Венецианова — «чудесного художника», которым, по ее словам, не могла налюбоваться.
Художница создала в искусстве свой тип русской женщины, во многом близкий героиням полотен А.Г. Венецианова — «чудесного художника», которым, по ее словам, не могла налюбоваться.