Зинаида Серебрякова родилась в 1884 году в Курской губернии в семье, тесно связанной с искусством. Ее отец Евгений Лансере был знаменитым скульптором, мать Екатерина Лансере в молодости работала художником-графиком, а дед Николай Бенуа прославился как архитектор. Получив в России и Франции блестящее образование, она вошла в «Мир искусства» — важнейшее художественное объединение рубежа XIX и XX веков. Серебрякова стала одной из первых русских женщин, занявших видное место в истории искусства.
На протяжении всей жизни художница постоянно обращалась к любимому жанру автопортрета. Героиня таких картин постоянно менялась: в начале ХХ века она изображала себя легкой, радостной и беспечной, а на более поздних работах Серебрякова выглядит мудрой и спокойной женщиной, познавшей материнскую нежность. Согласно надписи на обороте, этот автопортрет художница написала в июле–августе 1921 года. Она представила его на выставке Общества помощи художникам, которое в ноябре этого же года подарило картину Рыбинскому музею.
Серебрякова изобразила себя с двумя дочерьми: справа ее обняла Таня, а сама она положила руку на плечо Кати. Композиционное решение картины простое и ясное: три поясные фигуры заполняют почти все пространство холста и вписаны в треугольник.
Колорит этого автопортрета построен на сочетании холодных и теплых тонов. Звучный синий цвет обобщенно написанных одежд и фона подчеркивает нежность и теплоту персиковой кожи лиц. Они написаны многослойно, с видимой фактурой мазка кисти, что концентрирует внимание зрителя на их проникновенных, одухотворенных выражениях.
Изображенные рядом с матерью девятилетняя Таня и восьмилетняя Катя, как и ее сыновья Саша и Женя, были постоянными моделями Серебряковой. Она непрерывно делала их зарисовки: на двенадцатый день после рождения, когда им исполнялось шесть недель, полгода. Едва дети подрастали, она изображала, как они начинают ползать, ходить — художница постоянно изучала детское тело, мимику, жесты. Некоторые из зарисовок впоследствии становились законченными картинами.
На протяжении всей жизни художница постоянно обращалась к любимому жанру автопортрета. Героиня таких картин постоянно менялась: в начале ХХ века она изображала себя легкой, радостной и беспечной, а на более поздних работах Серебрякова выглядит мудрой и спокойной женщиной, познавшей материнскую нежность. Согласно надписи на обороте, этот автопортрет художница написала в июле–августе 1921 года. Она представила его на выставке Общества помощи художникам, которое в ноябре этого же года подарило картину Рыбинскому музею.
Серебрякова изобразила себя с двумя дочерьми: справа ее обняла Таня, а сама она положила руку на плечо Кати. Композиционное решение картины простое и ясное: три поясные фигуры заполняют почти все пространство холста и вписаны в треугольник.
Некоторая фрагментарность композиции — фигуры девочек срезаны краями картины — не противоречит живому чувству, с которым дочери прильнули к матери. Их жесты задают плавный ритмический строй: повторяющиеся движения рук откликаются в формах тел и складках одежды. Это усиливает ощущение духовной наполненности героинь, буквально излучающих любовь к жизни.
Колорит этого автопортрета построен на сочетании холодных и теплых тонов. Звучный синий цвет обобщенно написанных одежд и фона подчеркивает нежность и теплоту персиковой кожи лиц. Они написаны многослойно, с видимой фактурой мазка кисти, что концентрирует внимание зрителя на их проникновенных, одухотворенных выражениях.
Изображенные рядом с матерью девятилетняя Таня и восьмилетняя Катя, как и ее сыновья Саша и Женя, были постоянными моделями Серебряковой. Она непрерывно делала их зарисовки: на двенадцатый день после рождения, когда им исполнялось шесть недель, полгода. Едва дети подрастали, она изображала, как они начинают ползать, ходить — художница постоянно изучала детское тело, мимику, жесты. Некоторые из зарисовок впоследствии становились законченными картинами.