Шрифт
Цвет
Графика
Серебрякова З.Е.
Персона

Серебрякова Зинаида Евгеньевна

Годы жизни: 1884–1967
#2
Зинаида Серебрякова стала одной из самых известных отечественных художниц как в России, так и за рубежом. За ее картины боролись коллекционеры по всему миру, их приобретали и экспонировали крупные музеи. Она происходила из династии живописцев Бенуа — Лансере — Серебряковых, входила в круг мирискусников и одной из первых женщин обратила на себя внимание Императорской Академии художеств.
#3

Наследница художественной династии

#4
Зинаида Серебрякова (в девичестве — Лансере) родилась 28 ноября (согласно другим источникам — 30 ноября) 1884 года в харьковском имении Нескучное. Ранние годы художница провела там же в кругу артистической семьи. Ее родственниками были архитектор Николай Бенуа, скульпторы Евгений и Николай Лансере, график Евгений Лансере — младший. Александр Бенуа, художник, критик и основатель общества «Мир искусства», приходился Серебряковой дядей. Ее мать, Екатерина Лансере, также занималась живописью.

Когда Зинаиде было чуть больше года, ее отец, Евгений Лансере, скончался от туберкулеза. Семья переехала из Харьковской губернии в Санкт-Петербург и поселилась в доме Николая Бенуа. В столице Серебрякова стала рисовать. Окончив в 1900 году курс Коломенской женской гимназии, она приняла решение учиться живописи профессионально и поступила в частную Рисовальную школу Марии Тенишевой, чтобы заниматься с Ильей Репиным. Однако вскоре Репин ушел из школы, и Серебрякова отправилась в Италию. Поездка заняла около года. Когда художница вернулась, она нашла новое место учебы — мастерскую Осипа Браза, где провела два года. А позднее, в 1905–1906 годах, она занималась в парижской Академии де ля Гранд Шомьер.

В середине 1900-х годов, впервые после переезда в столицу, семья Лансере вернулась в харьковское имение. Южная природа вдохновляла Серебрякову, она делала этюды и зарисовки окружающей природы. В это же время начался ее роман с двоюродным братом Борисом Серебряковым. Однако их отношениям многое мешало. Зинаида, как все Лансере — Бенуа, исповедовала католическую веру, Серебряковы же крестились в православие. Кроме того, священники отказывались сочетать браком близких родственников, и, чтобы обвенчаться, молодым людям пришлось заплатить. Так в 1905 году пара поженилась в Нескучном и поехала в Париж. Позже супруги поселились в Петербурге, но продолжали приезжать в имение. Там Серебрякова писала природу. Когда у Серебряковых родились дети, они тоже стали появляться на картинах художницы.

В 1909 году Зинаида Серебрякова создала картину «За туалетом». В 1910 году ее вместе с еще 12 работами отправили на первую выставку объединения «Мир искусства». Так Серебрякова встала в один ряд с Михаилом Врубелем, Валентином Серовым, Борисом Кустодиевым. «За туалетом», «Молодуха» и «Зеленая осень» после экспозиции попали в Третьяковскую галерею, а сама Серебрякова присоединилась к «Миру искусства».

Александр Бенуа так писал о художнице:
#5
Она поразила русскую публику таким прекрасным даром, такой «улыбкой во весь рот», что нельзя не благодарить ее. …Автопортрет Серебряковой, несомненно, самая приятная, самая радостная вещь. <…> Здесь полная непосредственность и простота, истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то абсолютно художественное…
#6

Разрушение надежд и безденежье

#7
До революции Серебрякова жила в России и плодотворно работала. В этот период она написала такие картины, как «Автопортрет в костюме Пьеро», «Девушка со свечой», «Беление холста». Она также продолжала участвовать в выставках «Мира искусства».

В 1916 году Серебрякова попробовала себя в роли декоратора, присоединившись к команде художников во главе с Александром Бенуа. Группа работала над росписями московского Казанского вокзала. Серебрякова решила, что вокзалу подойдет ориентальный стиль, и изобразила Индию, Японию, Турцию и Сиам в виде прекрасных девушек.

К 1917 году Зинаида Серебрякова стала заметным автором. В январе этого года совет Академии художеств хотел дать звание академиков группе художниц, что было редкостью в те времена. В их числе оказалась и Серебрякова. Однако эти планы разрушили Февральская революция и падение монархии. В это время Серебряковы жили в Нескучном. Первый революционный энтузиазм сменился ужасом, и в декабре семья уехала в Харьков, опасаясь крестьянского бунта.

В 1918 году арестовали Бориса Серебрякова. Год он провел в тюрьме, заболел сыпным тифом и скончался. Зинаида осталась без средств к существованию. Чтобы заработать, она устроилась в Харьковский археологический музей. В 1920-м художница с матерью и детьми снова приехала в Петроград, к деду Николаю Бенуа. Она писала портреты на заказ, продавала картины.

Спустя год Серебряковы перебрались в квартиру, куда поселили также артистов МХАТа. В это же время Татьяна, одна из дочерей художницы, поступила в балетное училище. Так в творчестве Зинаиды Серебряковой возник театральный мотив: она писала будни актеров и балетное закулисье.
#9

Марокканская поездка и поздняя слава в СССР

#10
Несмотря на повседневные трудности, Серебрякова продолжала выставляться. Иногда экспозиции были ее единственным способом выжить. Художница писала Александру Бенуа:
#11
Заказы на портреты страшно редки и оплачиваются грошами, проедаемыми раньше, чем портрет готов. Вот если бы на американской выставке что-нибудь продалось.
#12
Это сообщение касалось выставки в Штатах 1923 года — там показывали работы ста русских художников, в том числе 14 картин Серебряковой. Но были проданы только две работы — «Натюрморт» и «Девочка на красном». Вырученные за них 500 долларов не помогли семье. Тогда Серебрякова по совету Бенуа отправилась одна, без детей, в Париж, где давно сформировалась русская диаспора. Художница планировала заработать за границей, однако и парижский заработок оказался невысоким. Так Серебрякова вынужденно стала эмигранткой. Во второй половине 1920-х годов двое из четырех ее детей, Екатерина и Александр, смогли приехать в Европу. Татьяна и Евгений остались в СССР.

Зинаида Серебрякова была непрактичной: часто работала без гонораров, оставалась без средств. Александр Бенуа писал: « Зина в ужасном все время отчаянии — нет никакой работы». Родные и друзья старались ей помочь, искали новых и новых покупателей. В 1920-х годах художница работала над заказными портретами, а больше всего любила писать детей.

Серебряковой повезло в 1928 году. На международной художественной выставке в Брюсселе ее картины имели успех. Там Серебрякову заметил промышленник Жан-Анри де Броуэр. Он заказал ей портреты дочери и жены. Когда работа была окончена, Броуэр предложил художнице оплатить поездку в Марокко. За шесть недель в Африке она написала около 200 этюдов, в том числе портреты местных жителей. Но не обходилось без сложностей.
#13
Я вот уже две недели как здесь, но так одурела от новизны впечатлений, что ничего не могу сообразить, что и как рисовать. Как только сядешь (в углу улицы, всегда, впрочем, смрадном) рисовать, так женщины уходят, арабы же не желают, чтобы их рисовали, и закрывают свои лавочки и требуют на чай — 20 или 10 франков за час!!!
 — сообщала художница брату Евгению.
#14
Однако результат поездки понравился Броуэру, и в 1932 году он оплатил Серебряковой еще одно путешествие в Африку.

«Марокканский цикл» вызвал восторг не только у самого мецената-заказчика: Серебрякова выставляла его в Париже и получила положительные рецензии. Влиятельная газета «Фигаро» так оценила художницу: « Никогда еще современное Марокко не было увидено и воспето лучше».

В 1933 году умерла от голода Екатерина Лансере, мать художницы. Зинаида Серебрякова попыталась попасть в СССР к оставшимся там детям, но из-за бюрократических проволочек ей это так и не удалось. В следующие годы жизнь художницы оставалась непростой. Взрослые дети стали зарабатывать больше, чем сама Серебрякова, и это ее расстраивало и угнетало. Александр стал пейзажистом, дизайнером, театральным и кино-художником. Екатерина также занималась интерьерами, помогала брату. Евгений и Татьяна в СССР тоже занимались искусством — архитектурой и сценографией.

После отъезда во Францию Серебрякова не видела двоих детей, но регулярно переписывалась с ними. Во время оттепели семья ненадолго воссоединилась. В 1960 году советские власти наконец выпустили Татьяну Серебрякову за рубеж, она навестила мать. Художницу уговаривали приехать в СССР, однако она сомневалась: препятствовали возраст и ухудшающееся здоровье. В 1964-м Татьяна вновь приехала во Францию, чтобы отобрать работы матери для выставки: Союз художников согласился на ее предложение организовать ретроспективу Серебряковой. Подготовка выставки вдохновила Зинаиду, она помогала родным с организацией и каталогом. И так в 1965 году в СССР приехала большая экспозиция из 250 произведений художницы. Ее показали в Москве, Ленинграде и Киеве. Картины приняли очень тепло, Серебрякова получала благосклонные отзывы коллег и восторженные записки зрителей. Часть работ купили Русский музей и региональные собрания. В последние годы Серебрякова поддерживала связь с советскими художниками и искусствоведами, ее радовал успех в России. В 1966 и 1967 годах она вновь виделась с детьми — сначала впервые за долгое время с Евгением, потом с Татьяной.

Зинаида Серебрякова умерла 19 сентября 1967 года в Париже от кровоизлияния в мозг. Художницу похоронили на православном кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. Во Франции ее смерть осталась почти незамеченной, появился всего один некролог. Но в СССР ее память почтили многие художники, среди которых были Сергей Конёнков, Николай Томский, Екатерина Белашова.

Работы Серебряковой в течение XX века стали дорогими и востребованными. Так, аукционный дом Sotheby’s в 2015 году продал картину «Спящая девочка» почти за четыре миллиона фунтов стерлингов (около шести миллионов долларов по курсу тех лет).
читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
Содержание скрытоПоказать
%label%
%title%
%author%
%subjects_count_text%
%title%%type%