Жак Стелла — французский исторический живописец XVII века. Его произведения хранятся практически во всех французских музеях и во многих крупнейших собраниях мира. Художник долгое время жил в Италии, выполняя заказы королей, принцев и кардиналов. Кисти Стелла принадлежит одна из самых заметных картин собрания Новосибирского государственного художественного музея — «Поклонение золотому тельцу».
Она написана на библейский сюжет и повествует об одном из эпизодов исхода евреев из Египта. Во время странствий в поисках Земли обетованной израильтяне остановились у подножия горы Синай. Для беседы с Богом Моисей поднялся на гору и отсутствовал сорок дней. Оставшийся без предводителя народ начал роптать и обратился к брату Моисея, Аарону, с требованием создать им кумира, которому они бы поклонялись. Аарон велел народу собрать все золотые украшения и сделал из них статую тельца, который и стал для израильтян новым идолом. Народ приносил золотому тельцу жертвы и устраивал праздники, позабыв истинного Бога. Согласно библейской легенде, увидев, что народ сотворил себе кумира, Моисей уничтожил тельца, после чего евреи продолжили свой путь.
Картина производит радостное, праздничное впечатление. Красные, синие, зеленые одежды героев полотна, написанные яркими, звучными красками, создают цветовые акценты и выделяют их на фоне величественного пейзажа. Они ниспадают красивыми сложными складками и напоминают античные одеяния. Картина наполнена множеством персонажей, которые вовлечены в празднество и образуют единую композицию. Художник стремится создать достоверную обстановку ветхозаветного сюжета, изображая экзотические растения — например, пальму с пышной кроной.
Произведение Стелла выполнено в стилистике классицизма — стиля, возникшего в XVII веке в творчестве французских мастеров. Поэтому картине свойственны возвышенный героический пафос, точность рисунка, тщательно продуманная композиция, строго выверенные и отобранные детали, выявляющие прежде всего этическую, нравственную основу произведения.
Она написана на библейский сюжет и повествует об одном из эпизодов исхода евреев из Египта. Во время странствий в поисках Земли обетованной израильтяне остановились у подножия горы Синай. Для беседы с Богом Моисей поднялся на гору и отсутствовал сорок дней. Оставшийся без предводителя народ начал роптать и обратился к брату Моисея, Аарону, с требованием создать им кумира, которому они бы поклонялись. Аарон велел народу собрать все золотые украшения и сделал из них статую тельца, который и стал для израильтян новым идолом. Народ приносил золотому тельцу жертвы и устраивал праздники, позабыв истинного Бога. Согласно библейской легенде, увидев, что народ сотворил себе кумира, Моисей уничтожил тельца, после чего евреи продолжили свой путь.
Картина производит радостное, праздничное впечатление. Красные, синие, зеленые одежды героев полотна, написанные яркими, звучными красками, создают цветовые акценты и выделяют их на фоне величественного пейзажа. Они ниспадают красивыми сложными складками и напоминают античные одеяния. Картина наполнена множеством персонажей, которые вовлечены в празднество и образуют единую композицию. Художник стремится создать достоверную обстановку ветхозаветного сюжета, изображая экзотические растения — например, пальму с пышной кроной.
Произведение Стелла выполнено в стилистике классицизма — стиля, возникшего в XVII веке в творчестве французских мастеров. Поэтому картине свойственны возвышенный героический пафос, точность рисунка, тщательно продуманная композиция, строго выверенные и отобранные детали, выявляющие прежде всего этическую, нравственную основу произведения.