Творческий тандем братьев Александра и Владимира Шадриных, а позже и их индивидуальные пути — это пример своеобразного документализма в искусстве. Художники возводят изображаемое в ранг документа истории, соединяют в своих полотнах зоркое видение действительности и почти академическую проработку формы. Особенности образной системы братьев Шадриных проистекают из их мифопоэтического видения и понимания мира. В этой системе взглядов интуитивное знание природы приводит к рождению образа из живого поэтического состояния мира.
Это понимание проистекает из крестьянского мировосприятия, воспитания в условиях сельской природы и народной национальной мордовской культуры. Мир воспринимается как единое целое, и человек является неотъемлемой частью этого единства. Человек — это часть земли, как и дерево, с которым он имеет общие корни.
Неслучайно в начале творчества у братьев складывается образ человека земли, который связан с народной картиной мира. В работах Шадриных человек часто выступает как мудрый страж гармонии мироздания. В творчестве художников этот образ обычно бывает связан с мощной стихией дерева в значении «Мировое древо».
В картине Шадриных «Мокшанка» трактовка внешнего облика героини и дерева почти идентичны, настолько близки их стихии друг к другу, по мнению живописцев. Удлиненный силуэт пожилой мокшанки, благородный «узор» морщинок на ее лице повторяются в овалах естественного рисунка древесины на досках ворот, около которых стоит героиня.
Фигура женщины уподоблена тонкому строгому дереву и задает доминанту вертикали всему холсту. Сдержанная гамма темно-синего и дымчато-серого тонов с изящным вкраплением белого и красного создает величавый по простоте живописный образ — памятник российской деревни, символом которой и является старая мокшанка.
Героиня портрета «Мокшанка» — это крестьянка села Лемдяй Старошайговского района Республики Мордовия. Она одета в нулу — мордовский народный наряд, который вошел в обиход мокшанок с 1930-х годов. Цвет одежды молодых женщин традиционно отличается яркостью, у пожилых же приняты темные оттенки. На груди женщины изображен гайтан — плетеный шнурок, на котором носят нательный крест или образок.
Это понимание проистекает из крестьянского мировосприятия, воспитания в условиях сельской природы и народной национальной мордовской культуры. Мир воспринимается как единое целое, и человек является неотъемлемой частью этого единства. Человек — это часть земли, как и дерево, с которым он имеет общие корни.
Неслучайно в начале творчества у братьев складывается образ человека земли, который связан с народной картиной мира. В работах Шадриных человек часто выступает как мудрый страж гармонии мироздания. В творчестве художников этот образ обычно бывает связан с мощной стихией дерева в значении «Мировое древо».
В картине Шадриных «Мокшанка» трактовка внешнего облика героини и дерева почти идентичны, настолько близки их стихии друг к другу, по мнению живописцев. Удлиненный силуэт пожилой мокшанки, благородный «узор» морщинок на ее лице повторяются в овалах естественного рисунка древесины на досках ворот, около которых стоит героиня.
Фигура женщины уподоблена тонкому строгому дереву и задает доминанту вертикали всему холсту. Сдержанная гамма темно-синего и дымчато-серого тонов с изящным вкраплением белого и красного создает величавый по простоте живописный образ — памятник российской деревни, символом которой и является старая мокшанка.
Героиня портрета «Мокшанка» — это крестьянка села Лемдяй Старошайговского района Республики Мордовия. Она одета в нулу — мордовский народный наряд, который вошел в обиход мокшанок с 1930-х годов. Цвет одежды молодых женщин традиционно отличается яркостью, у пожилых же приняты темные оттенки. На груди женщины изображен гайтан — плетеный шнурок, на котором носят нательный крест или образок.