Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Искусство Мордовии: духовное и национальное»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Молитва Пресвятой Богородице

Время создания
1995–1997 годы
Размер
160x140 см
Техника
холст, масло
9
Открыть в приложении
#2
Духовно-философская тема была главной в творчестве Валентина Алексеевича Попкова. В конце XX века он одним из первых мордовских художников обозначил в современном искусстве тему души. В этот период живописец создает полотна, наполненные философским смыслом и сложной системой подтекстов. При этом художник опирается на традиции иконописи с ее символикой, богатством содержания и условностью языка. Живописцу пригодился опыт работы в Палехе, где в 1970-х годах он постигал законы древнерусского искусства под руководством мастера лаковой миниатюры Николая Михайловича Зиновьева.

В картине Валентина Попкова «Молитва Пресвятой Богородице» за видимым отсутствием сюжета скрывается целый рассказ о дороге к храму. Мягким светом горит перед иконой Казанской Божьей Матери зажженная свеча — как символ души, предстоящей образу Марии с Младенцем.

О многом говорят выбранные художником масштабы и соотношения предметов. За окном — божественная синева небес. На вершине холма, как на краю мироздания, возвышается белая церковь, ее силуэт устремлен к звездному куполу неба. Вверх устремлены и другие образы картины — пламя свечи, арка окна, стебель белой розы.

«Купольность» и скругленность изображений, мягкость очертаний призваны передать атмосферу молитвенной доверительности и открытости. Особый эффект создает и композиция картины. Художник изображает угол избы слегка приподнятым, подобно носу корабля на гребне волны. Благодаря этому приему возникает ощущение полета над землей.

Центрально-осевая композиция по вертикали делит полотно на две части. Икона в левой части и окно в правой зеркально отражают друг друга. Вместе они напоминают раскрытую книгу, которую читает душа человека. Симметрично расположены образ Богородицы с Младенцем с одной стороны и цветы белой розы — с другой. Белый цвет выбран неслучайно — он символизирует чистоту и святость Девы Марии.

Благодаря приему «отзеркаливания» икона на картине воспринимается как окно в горний мир в соответствии с православной традицией. Известный богослов Павел Флоренский сравнивал икону с окном, за которым простирается область духовного света. В своем творчестве Валентин Попков часто использовал образ окна как символ связи души и мироздания.
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Молитва Пресвятой Богородице

Время создания
1995–1997 годы
Размер
160x140 см
Техника
холст, масло
9
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%