Происхождение: Россия, Республика Мордовия, г. Саранск. А. П. Шадрин. 2012 г. Приобретено у автора в 2012 г.
Русский флотоводец, адмирал Федор Федорович Ушаков — личность для русской армии легендарная. Вступив в русско-турецкую войну в 1787 году в должности капитана корабля, закончил он ее командующим только что образованным Черноморским флотом. За всю свою военную карьеру Ушаков не проиграл ни одного сражения, не потерял ни одного корабля и ни один из его подчиненных не попал в плен. Поэтому нередко Ушакова называют русским морским Суворовым.
Последние годы жизни адмирала тесно связаны с Мордовией. Выйдя в 1807 году в отставку, Ушаков спустя три года поселился в селе Алексеевка Темниковского уезда Тамбовской губернии. Здесь его и застала война с Наполеоном. Будучи уже в преклонном возрасте, Федор Федорович лично в сражениях французской кампании не участвовал, но как патриот пожертвовал значительные средства на нужды армии. Ушаков умер 2 октября 1817 года и был похоронен недалеко от Темникова в Санаксарском монастыре.
Удивительным можно считать тот факт, что для историков внешность прославленного русского флотоводца долгое время не была известна достоверно. Считалось, что прижизненных портретов адмирала, заслуживающих доверия, не существует.
Об его облике можно было судить лишь по картине Петра Бажанова «Портрет адмирала Ф. Ф. Ушакова», написанной в 1912 году — спустя 95 лет после смерти самого Федора Федоровича. И только в 2015 году в старинном православном монастыре на греческом острове Корфу был обнаружен уникальный прижизненный портрет Ушакова работы неизвестного художника. Именно это изображение историки сегодня считают наиболее соответствующим действительности.
Александр Павлович Шадрин, автор копии с парадного портрета адмирала из коллекции Эрмитажа, в своей работе не мог пользоваться прижизненным изображением Ушакова. Тем не менее, если сравнить портрет адмирала, найденный на Корфу, и картину неизвестного художника, можно найти много общих черт. Этот портрет тоже прижизненный, но вряд ли по нему можно достоверно судить о внешности адмирала.
Автор хранящегося в Эрмитаже портрета не оставил своего имени на полотне, зато на холсте проставлена точная дата его создания — 31 июля 1791 года, то есть в год окончания русско-турецкой войны. Ушаков на портрете изображен на фоне колоннады Казанского собора в Петербурге, хотя во время написания портрета адмирал находился в Севастополе, где командовал Черноморской эскадрой. Можно предположить, что автор портрета создавал его либо по словесному описанию, либо пользовался иными изображениями Ушакова.
Но даже и эту дату следует поставить под сомнение. На портрете Ушаков изображен в двубортном мундире, который был принят только 18 мая 1801 года. Так что обмундирования из темно-зеленого сукна с белым стоячим воротником и желтыми металлическими пуговицами, золотыми нашивками и погонами в XVIII веке еще не существовало. На плечах у Ушакова адмиральские погоны, а в этот чин он был произведен в 1799 году.
Отдельно следует сказать и о фоне портрета. Дело в том, что от Казанского собора открывается вид либо на Невский проспект, либо на Екатерининский канал. Морская гладь со стоящими на рейде кораблями — это уже домысел художника и написаны они исключительно с целью подчеркнуть неразрывную связь Федора Федоровича с флотом России. Два корабля справа за спиной адмирала прописаны настолько нечетко, что невозможно определить даже тип этих судов. Скорее всего, автор портрета сам был далек от флота и просто не знал подробностей, присущих боевым кораблям разных классов.
Историки предполагают, что портрет мог быть написан по заказу императора Александра I специально для галереи Эрмитажа, так как не запечатлеть на полотне столь выдающуюся для своего времени фигуру было просто невозможно.
Русский флотоводец, адмирал Федор Федорович Ушаков — личность для русской армии легендарная. Вступив в русско-турецкую войну в 1787 году в должности капитана корабля, закончил он ее командующим только что образованным Черноморским флотом. За всю свою военную карьеру Ушаков не проиграл ни одного сражения, не потерял ни одного корабля и ни один из его подчиненных не попал в плен. Поэтому нередко Ушакова называют русским морским Суворовым.
Последние годы жизни адмирала тесно связаны с Мордовией. Выйдя в 1807 году в отставку, Ушаков спустя три года поселился в селе Алексеевка Темниковского уезда Тамбовской губернии. Здесь его и застала война с Наполеоном. Будучи уже в преклонном возрасте, Федор Федорович лично в сражениях французской кампании не участвовал, но как патриот пожертвовал значительные средства на нужды армии. Ушаков умер 2 октября 1817 года и был похоронен недалеко от Темникова в Санаксарском монастыре.
Удивительным можно считать тот факт, что для историков внешность прославленного русского флотоводца долгое время не была известна достоверно. Считалось, что прижизненных портретов адмирала, заслуживающих доверия, не существует.
Об его облике можно было судить лишь по картине Петра Бажанова «Портрет адмирала Ф. Ф. Ушакова», написанной в 1912 году — спустя 95 лет после смерти самого Федора Федоровича. И только в 2015 году в старинном православном монастыре на греческом острове Корфу был обнаружен уникальный прижизненный портрет Ушакова работы неизвестного художника. Именно это изображение историки сегодня считают наиболее соответствующим действительности.
Александр Павлович Шадрин, автор копии с парадного портрета адмирала из коллекции Эрмитажа, в своей работе не мог пользоваться прижизненным изображением Ушакова. Тем не менее, если сравнить портрет адмирала, найденный на Корфу, и картину неизвестного художника, можно найти много общих черт. Этот портрет тоже прижизненный, но вряд ли по нему можно достоверно судить о внешности адмирала.
Автор хранящегося в Эрмитаже портрета не оставил своего имени на полотне, зато на холсте проставлена точная дата его создания — 31 июля 1791 года, то есть в год окончания русско-турецкой войны. Ушаков на портрете изображен на фоне колоннады Казанского собора в Петербурге, хотя во время написания портрета адмирал находился в Севастополе, где командовал Черноморской эскадрой. Можно предположить, что автор портрета создавал его либо по словесному описанию, либо пользовался иными изображениями Ушакова.
Но даже и эту дату следует поставить под сомнение. На портрете Ушаков изображен в двубортном мундире, который был принят только 18 мая 1801 года. Так что обмундирования из темно-зеленого сукна с белым стоячим воротником и желтыми металлическими пуговицами, золотыми нашивками и погонами в XVIII веке еще не существовало. На плечах у Ушакова адмиральские погоны, а в этот чин он был произведен в 1799 году.
Отдельно следует сказать и о фоне портрета. Дело в том, что от Казанского собора открывается вид либо на Невский проспект, либо на Екатерининский канал. Морская гладь со стоящими на рейде кораблями — это уже домысел художника и написаны они исключительно с целью подчеркнуть неразрывную связь Федора Федоровича с флотом России. Два корабля справа за спиной адмирала прописаны настолько нечетко, что невозможно определить даже тип этих судов. Скорее всего, автор портрета сам был далек от флота и просто не знал подробностей, присущих боевым кораблям разных классов.
Историки предполагают, что портрет мог быть написан по заказу императора Александра I специально для галереи Эрмитажа, так как не запечатлеть на полотне столь выдающуюся для своего времени фигуру было просто невозможно.