В 1940 году советский художник-график Николай Васильевич Ильин выполнил в разных техниках гравюру по рисунку к стихотворению Михаила Юрьевича Лермонтова «Тучи». Он изобразил фигуру поэта черным силуэтом, спиной к зрителю, поколенно.
Николай Васильевич расположил Михаила Юрьевича у окна. Герой работы облокотился левой рукой на оконный проем, его правая рука согнута в локте и заложена за спину. Поэт одет в сюртук с поднятым воротником, в эполетах. С правого бока угадывается силуэт шашки с темляком — шнуром и двумя кистями на эфесе ручного холодного оружия.
Просвет в прямоугольном проеме окна художник заполнил кучевыми облаками, а также верхушкой кроны дерева с редкими листьями. Из-за этого рисунок оказался несколько перегружен. В левом нижнем углу изображения художник изобразил мачты корабля и колокольню Петропавловского собора со шпилем.
Иллюстрация с вертикальной композицией воспроизводит эпизод из жизни Михаила Юрьевича Лермонтова в 1840 году. В тот день в доме Карамзиных друзья провожали поэта в дальний путь, на Кавказ. Лермонтова томили тяжелые предчувствия. Тучи скользили за окном и представлялись ему такими же, как и он, странниками.
Скупыми средствами художник сумел выразить настроение стихотворения. Ощущение грусти, задумчивости поэта он передал соответствующим поворотом его головы, позой. Однако смысл рисунка шире значения заставки к «Тучам»: он соответствует общему состоянию, настроению и участи поэта в последние годы его жизни.
В различных изданиях воспроизводились оба варианта работы. Николай Васильевич Ильин, по свидетельствам его сына, в большинстве случаев резал гравюры по своим оригиналам сам. Рисунки воспроизводились в печати качественно, четко и почти не отличались от оригиналов. Это объясняется прежде всего знанием художника специфики полиграфии.
Представленный экспонат был приобретен Государственным музеем-заповедником М.Ю. Лермонтова в 1984 году. На авторском паспарту внизу слева художник Николай Ильин поставил карандашом свою подпись и указал дату создания гравюры: «1940.3–19».
Николай Васильевич расположил Михаила Юрьевича у окна. Герой работы облокотился левой рукой на оконный проем, его правая рука согнута в локте и заложена за спину. Поэт одет в сюртук с поднятым воротником, в эполетах. С правого бока угадывается силуэт шашки с темляком — шнуром и двумя кистями на эфесе ручного холодного оружия.
Просвет в прямоугольном проеме окна художник заполнил кучевыми облаками, а также верхушкой кроны дерева с редкими листьями. Из-за этого рисунок оказался несколько перегружен. В левом нижнем углу изображения художник изобразил мачты корабля и колокольню Петропавловского собора со шпилем.
Иллюстрация с вертикальной композицией воспроизводит эпизод из жизни Михаила Юрьевича Лермонтова в 1840 году. В тот день в доме Карамзиных друзья провожали поэта в дальний путь, на Кавказ. Лермонтова томили тяжелые предчувствия. Тучи скользили за окном и представлялись ему такими же, как и он, странниками.
Скупыми средствами художник сумел выразить настроение стихотворения. Ощущение грусти, задумчивости поэта он передал соответствующим поворотом его головы, позой. Однако смысл рисунка шире значения заставки к «Тучам»: он соответствует общему состоянию, настроению и участи поэта в последние годы его жизни.
В различных изданиях воспроизводились оба варианта работы. Николай Васильевич Ильин, по свидетельствам его сына, в большинстве случаев резал гравюры по своим оригиналам сам. Рисунки воспроизводились в печати качественно, четко и почти не отличались от оригиналов. Это объясняется прежде всего знанием художника специфики полиграфии.
Представленный экспонат был приобретен Государственным музеем-заповедником М.Ю. Лермонтова в 1984 году. На авторском паспарту внизу слева художник Николай Ильин поставил карандашом свою подпись и указал дату создания гравюры: «1940.3–19».