Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Лермонтов в изобразительном искусстве»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Лермонтов в Петербурге

Время создания
1940
Место создания
Санкт-Петербург
Размер
31,7x21,8x8 см
Техника
Рисунок
1
Открыть в приложении
#2
В 1940 году советский художник-график Николай Васильевич Ильин выполнил в разных техниках гравюру по рисунку к стихотворению Михаила Юрьевича Лермонтова «Тучи». Он изобразил фигуру поэта черным силуэтом, спиной к зрителю, поколенно.

Николай Васильевич расположил Михаила Юрьевича у окна. Герой работы облокотился левой рукой на оконный проем, его правая рука согнута в локте и заложена за спину. Поэт одет в сюртук с поднятым воротником, в эполетах. С правого бока угадывается силуэт шашки с темляком — шнуром и двумя кистями на эфесе ручного холодного оружия.

Просвет в прямоугольном проеме окна художник заполнил кучевыми облаками, а также верхушкой кроны дерева с редкими листьями. Из-за этого рисунок оказался несколько перегружен. В левом нижнем углу изображения художник изобразил мачты корабля и колокольню Петропавловского собора со шпилем.

Иллюстрация с вертикальной композицией воспроизводит эпизод из жизни Михаила Юрьевича Лермонтова в 1840 году. В тот день в доме Карамзиных друзья провожали поэта в дальний путь, на Кавказ. Лермонтова томили тяжелые предчувствия. Тучи скользили за окном и представлялись ему такими же, как и он, странниками.
Скупыми средствами художник сумел выразить настроение стихотворения. Ощущение грусти, задумчивости поэта он передал соответствующим поворотом его головы, позой. Однако смысл рисунка шире значения заставки к «Тучам»: он соответствует общему состоянию, настроению и участи поэта в последние годы его жизни.

В различных изданиях воспроизводились оба варианта работы. Николай Васильевич Ильин, по свидетельствам его сына, в большинстве случаев резал гравюры по своим оригиналам сам. Рисунки воспроизводились в печати качественно, четко и почти не отличались от оригиналов. Это объясняется прежде всего знанием художника специфики полиграфии.

Представленный экспонат был приобретен Государственным музеем-заповедником М.Ю. Лермонтова в 1984 году. На авторском паспарту внизу слева художник Николай Ильин поставил карандашом свою подпись и указал дату создания гравюры: «1940.3–19».
#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Лермонтов в Петербурге

Время создания
1940
Место создания
Санкт-Петербург
Размер
31,7x21,8x8 см
Техника
Рисунок
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%