Иллюстрация к стихотворению Михаила Юрьевича Лермонтова «Гляжу на будущность с боязнью», как и работа к его же поэтическому произведению «Воздушный корабль», была выполнена советским графиком Николаем Васильевичем Ильиным. Этот художник получал образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1922–1930 годах сотрудничал с издательствами в Нижнем Новгороде и Москве.
Портрет Михаила Юрьевича Лермонтова был выполнен черным силуэтом, в развороте слева направо. В позе, во всем облике поэта, в низко опущенной голове, в выражении лица можно увидеть размышления над своей судьбой, глубокую печаль.
На иллюстрации Лермонтов одет в офицерский сюртук с поднятым воротником. Можно различить эполеты — наплечные знаки различия. Поэт чуть откинулся назад, заложил ногу за ногу. Правая рука его согнута в локте и покоится на спинке стула, а левой, вытянутой вперед, он придерживает книгу, лежащую на коленях.
Гравюра не ограничена рамкой и свободно размещена на листе. Местоположение оригинального рисунка неизвестно, но, судя по датам, которые художник расставил на авторском паспарту гравюры, он был выполнен в 1939 году, а гравирован в 1941-м.
Сюжет рисунка является результатом размышления художника над участью поэта. Автору удалось уловить и запечатлеть основной настрой стихотворения. Произведение связано с трудным, переломным периодом в жизни Лермонтова. В нем он подводит итог пережитому, скорбит над ускользающим ощущением цели, смысла жизни. Он и надеется, и сожалеет, и укоряет Бога и, наконец, призывает власть рока.
Гравюра настраивает читателя к восприятию этого переплетения мыслей и чувств в душе поэта. Она служит своеобразным вступлением к стихотворению. Воспроизведена гравюра без изменения в размере, чисто и четко, что в значительной степени объясняется знанием художника специфики полиграфии.
Гравюра была приобретена у сына художника в 1984 году. Она была воспроизведена на клапане обложки в книге «М.Ю. Лермонтов. Лирика», которую издали в Москве в 1958 году тиражом 30000 экземпляров.
Портрет Михаила Юрьевича Лермонтова был выполнен черным силуэтом, в развороте слева направо. В позе, во всем облике поэта, в низко опущенной голове, в выражении лица можно увидеть размышления над своей судьбой, глубокую печаль.
На иллюстрации Лермонтов одет в офицерский сюртук с поднятым воротником. Можно различить эполеты — наплечные знаки различия. Поэт чуть откинулся назад, заложил ногу за ногу. Правая рука его согнута в локте и покоится на спинке стула, а левой, вытянутой вперед, он придерживает книгу, лежащую на коленях.
Гравюра не ограничена рамкой и свободно размещена на листе. Местоположение оригинального рисунка неизвестно, но, судя по датам, которые художник расставил на авторском паспарту гравюры, он был выполнен в 1939 году, а гравирован в 1941-м.
Сюжет рисунка является результатом размышления художника над участью поэта. Автору удалось уловить и запечатлеть основной настрой стихотворения. Произведение связано с трудным, переломным периодом в жизни Лермонтова. В нем он подводит итог пережитому, скорбит над ускользающим ощущением цели, смысла жизни. Он и надеется, и сожалеет, и укоряет Бога и, наконец, призывает власть рока.
Гравюра настраивает читателя к восприятию этого переплетения мыслей и чувств в душе поэта. Она служит своеобразным вступлением к стихотворению. Воспроизведена гравюра без изменения в размере, чисто и четко, что в значительной степени объясняется знанием художника специфики полиграфии.
Гравюра была приобретена у сына художника в 1984 году. Она была воспроизведена на клапане обложки в книге «М.Ю. Лермонтов. Лирика», которую издали в Москве в 1958 году тиражом 30000 экземпляров.