Советский художник Мартирос Сергеевич Сарьян родился в 1880 году в Ростове-на-Дону. В 15 лет окончил городское училище и после обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в мастерских Серова и Коровина.
В двадцатилетнем возрасте художник впервые отправился в Армению. Характерные пейзажи и колорит народа этой страны дали сильнейший импульс его творческим поискам.
Увидев красоту Кавказа и родной Армении, художник понял, куда надо двигаться и где искать. Все детские впечатления и сказочный мир детства словно ожили и стали реальностью. Увидев Матисса и Гогена в 1906 году, Сарьян только убеждается в правильности своих поисков.
С 1908 года художник начинает экспериментировать с цветом. Под воздействием южного солнца меняется палитра работ художника. Он уходит от прежних темных цветов, заменяя их на яркие, солнечные и экспрессивно-эмоциональные. Гармония красок, лаконизм, точность образов и восточный колорит становятся визитной карточкой художника.
Начинается активный период участия в выставках художественных объединений «Мир искусства», «Золотое руно», «Голубая роза» и других. Завершает этот период становления Сарьяна как художника поездка на Восток, ставшая для него настоящим прорывом. В нем словно проснулись все коды Востока, которые он впитал и на которых вырос. Это было не столько узнавание Востока, сколько узнавание себя, своей природы, своей культуры, своих корней. «У меня была цель — понять Восток, найти характерные его черты, чтобы еще больше обосновать свои искания в живописи, — писал художник. — Я хотел передать реализм Востока, найти убедительные пути изображения этого мира, […] выявить его новое художественное осмысление».
Сарьян посетил Турцию, Египет, Персию. В планах были Китай, Индия и Япония, но Первая мировая война и революция не дали им осуществиться.
Поездка в Египет обогатила творчество Сарьяна новыми работами. Художника поразила связь времен, древности и современности, а в конечном итоге — дух вечности и бессмертия: ничто и никто не умирает.
Вернувшись в Москву, он создал ряд небольших картин, на которых представил улицы восточного города, где мирно сосуществуют люди и животные. Одна из таких картин — «Египетская ночь». В работе нет повествования — это не жанровая картина. Простой, незамысловатый сюжет строится путем гармоничного сочетания силуэтных форм, выписанных яркими красками. Художник немногословен, лаконичен, он не утрирует формы, а обобщает их решительно и смело.
Глубину и объем Сарьян создает контрастными синими цветами. Работая над картинами, Сарьян редко смешивал краски, считая: «краски, как и люди, обладают своей неповторимой индивидуальностью, и надо ее уважать. Краски в картине должны быть как солисты в ансамбле, а не как певчие в хоре, которых воспринимают не поодиночке, а группами или даже всех вместе. Что за удовольствие видеть вместо отдельных лиц безликую толпу».
В двадцатилетнем возрасте художник впервые отправился в Армению. Характерные пейзажи и колорит народа этой страны дали сильнейший импульс его творческим поискам.
Увидев красоту Кавказа и родной Армении, художник понял, куда надо двигаться и где искать. Все детские впечатления и сказочный мир детства словно ожили и стали реальностью. Увидев Матисса и Гогена в 1906 году, Сарьян только убеждается в правильности своих поисков.
С 1908 года художник начинает экспериментировать с цветом. Под воздействием южного солнца меняется палитра работ художника. Он уходит от прежних темных цветов, заменяя их на яркие, солнечные и экспрессивно-эмоциональные. Гармония красок, лаконизм, точность образов и восточный колорит становятся визитной карточкой художника.
Начинается активный период участия в выставках художественных объединений «Мир искусства», «Золотое руно», «Голубая роза» и других. Завершает этот период становления Сарьяна как художника поездка на Восток, ставшая для него настоящим прорывом. В нем словно проснулись все коды Востока, которые он впитал и на которых вырос. Это было не столько узнавание Востока, сколько узнавание себя, своей природы, своей культуры, своих корней. «У меня была цель — понять Восток, найти характерные его черты, чтобы еще больше обосновать свои искания в живописи, — писал художник. — Я хотел передать реализм Востока, найти убедительные пути изображения этого мира, […] выявить его новое художественное осмысление».
Сарьян посетил Турцию, Египет, Персию. В планах были Китай, Индия и Япония, но Первая мировая война и революция не дали им осуществиться.
Поездка в Египет обогатила творчество Сарьяна новыми работами. Художника поразила связь времен, древности и современности, а в конечном итоге — дух вечности и бессмертия: ничто и никто не умирает.
Вернувшись в Москву, он создал ряд небольших картин, на которых представил улицы восточного города, где мирно сосуществуют люди и животные. Одна из таких картин — «Египетская ночь». В работе нет повествования — это не жанровая картина. Простой, незамысловатый сюжет строится путем гармоничного сочетания силуэтных форм, выписанных яркими красками. Художник немногословен, лаконичен, он не утрирует формы, а обобщает их решительно и смело.
Глубину и объем Сарьян создает контрастными синими цветами. Работая над картинами, Сарьян редко смешивал краски, считая: «краски, как и люди, обладают своей неповторимой индивидуальностью, и надо ее уважать. Краски в картине должны быть как солисты в ансамбле, а не как певчие в хоре, которых воспринимают не поодиночке, а группами или даже всех вместе. Что за удовольствие видеть вместо отдельных лиц безликую толпу».