Рассматривая живописные работы одного из самых известных художников Армении, Мартироса Сарьяна, прежде всего представляешь себе горные просторы Армении, колорит и культуру его родной страны. В своих полотнах художник передал любовь и привязанность к отчему краю, желая запечатлеть его живым, ярким и прекрасным.
«Природа для пейзажиста — это все. Только здесь, у живых источников, можно почувствовать всю волшебную силу солнечного света, вообще света, цвета, формы и материальности того, что видишь», — пишут в своей книге «О пейзаже. Сарьян об искусстве» М. Казарян и Я. Хачикян.
Родился будущий живописец в 1880 году в городе Нахичевань-на-Дону (один из районов Ростова-на-Дону). Задатки таланта у художника проявились уже в школе: мальчик интересовался рисунками, картинами, напечатанными в журналах, срисовывал эти иллюстрации, делал наброски. В 17 лет Сарьян поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С этого момента молодой художник начал поиски своего собственного стиля.
Большую часть жизни художник жил в Ереване и чувствовал себя неотъемлемой частицей народа. Когда Сарьян работал над пейзажами Армении, он представлял ее окрестности как сон наяву, питал все предметы солнечным светом. В пейзажи на фоне величественных гор художник привносил бытовые сюжеты, иллюстрирующие привычную, но такую красочную повседневность. Работы Мартироса Сарьяна ассоциируются с насыщенным цветом, яркими красками, национальным армянским колоритом. «Мастер цвета» — так часто называют художника.
Сарьян подолгу бывал в мастерской, даже когда не работал. Он любил «общаться» с картинами, кистями, подрамниками, красками. Ему нравилось быть в окружении созданных им полотен.
«Деревья у подножия гор» — яркий пример творчества Мартироса Сарьяна. На картине изображен солнечный летний пейзаж, на первом плане расстилается долина со стоящими в ряд деревьями, на втором плане высятся синие горы.
В картине, созданной художником в 1917 году, палитра образно
переосмысливает краски армянского народного искусства. При
всей декоративности и упрощенности изображения горного массива вдали и деревьев
на переднем плане композиция формирует ощущение завершенности. Виртуозными,
уверенными мазками контрастных желтых и холодных цветов художник создает
уникальное изображение раскаленного солнцем пространства, где соревнуются между
собой свет и тень.