Художника Александра Николаевича Самохвалова интересовал облик современного ему «человека труда» и современной ему женщины — служащей, рабочей. Будучи не только живописцем и графиком, но и художником театра, в годы Великой Отечественной войны Самохвалов с труппой Академического театра драмы имени Пушкина находился в эвакуации в Новосибирске и приезжал в Новокузнецк для оформления спектакля Московского театра оперетты.
Новокузнецкий художественный музей после смерти Александра Самохвалова сотрудничал с его вдовой и дочерью, в результате чего в музейную коллекцию поступило несколько работ. Среди них — индустриальный пейзаж «Чугун идет. Металл идет» и этюд к нему. На двух работах изображен Кузнецкий металлургический комбинат — таким, каким он был во время пребывания художника в Новокузнецке.
Холст 1947 года, написанный в Ленинграде по воспоминаниям и на основе этюда, передает зыбкую, яркую и темную, дышащую жаром атмосферу — он показывает масштаб ежедневно происходящего действа.
Восхищение автора индустриальной мощью передают не только использованные им живописные приемы работы с цветом и характером мазка, но и собственные слова художника. В своих воспоминаниях о времени в Сталинске (так в 1943 году назывался Новокузнецк) Самохвалов напишет: