Живописец и скульптор Владимир Баранов-Россинэ родился в 1888 году в селе Большая Лепетиха, которое находится на территории современной Украины. В начале ХХ века он учился в Одесском художественном училище, а уже с 1907 года участвовал в первых выставках русского авангарда вместе с такими художниками, как Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Давид Бурлюк. С 1910 года он жил и работал в Париже, после на некоторое время вернулся в СССР, однако в 1925 году, несмотря на признание и замечательную карьеру преподавателя, окончательно переселился во французскую столицу.
В своем искусстве Баранов-Россинэ обращался ко многим художественным стилям: от импрессионизма до кубизма и супрематизма. В 1910 годах он увлекся идеей выражения динамики движения и музыкальных ритмов с помощью законов взаимного проникновения и наложения цветов спектра. В начале 1920-х он заинтересовался идеей светомузыки Александра Скрябина — тот считал, что у каждого звука есть цвет и оставил после себя множество околомистических цветомузыкальных теорий.
Некоторые из этих идей и стилей Баранов-Россинэ воплотил в пейзаже «Пароходы» 1920 года. Здесь показан вид на реку со стороны берега: в центре, на втором плане, на фоне облаков в форме пирамид написаны три небольших парохода, в воде виднеется их отражение. Суда изображены с использованием насыщенных красных и черных цветов, которые резко контрастируют со спокойной окружающей палитрой — это противопоставление создает ощущение тревоги и напряженности. При этом чередование вертикальных труб и мачт с горизонтальными бортами пароходов, мостами и береговой линией образует четкий, почти музыкальный ритм картины.
В эмиграции Баранов-Россинэ продолжил светозвуковые эксперименты, которые к этому времени уже вышли за пределы живописи. В Париже он во второй раз запатентовал оптофоническое фортепиано или оптофон — электронный музыкальный инструмент, который одновременно со звуком проецировал цветные изображения. В эти годы он также активно занимался аудиовизуальными исследованиями и разрабатывал свою методику преподавания, которая могла бы научить так называемому «цветному слуху» — умению видеть цвет музыки. Необычные теоретические интересы в 1939 году привели художника к патенту хамелеон-метода, с помощью которого впоследствии был создан пятнистый камуфляж для маскировки войск.
В своем искусстве Баранов-Россинэ обращался ко многим художественным стилям: от импрессионизма до кубизма и супрематизма. В 1910 годах он увлекся идеей выражения динамики движения и музыкальных ритмов с помощью законов взаимного проникновения и наложения цветов спектра. В начале 1920-х он заинтересовался идеей светомузыки Александра Скрябина — тот считал, что у каждого звука есть цвет и оставил после себя множество околомистических цветомузыкальных теорий.
Некоторые из этих идей и стилей Баранов-Россинэ воплотил в пейзаже «Пароходы» 1920 года. Здесь показан вид на реку со стороны берега: в центре, на втором плане, на фоне облаков в форме пирамид написаны три небольших парохода, в воде виднеется их отражение. Суда изображены с использованием насыщенных красных и черных цветов, которые резко контрастируют со спокойной окружающей палитрой — это противопоставление создает ощущение тревоги и напряженности. При этом чередование вертикальных труб и мачт с горизонтальными бортами пароходов, мостами и береговой линией образует четкий, почти музыкальный ритм картины.
В эмиграции Баранов-Россинэ продолжил светозвуковые эксперименты, которые к этому времени уже вышли за пределы живописи. В Париже он во второй раз запатентовал оптофоническое фортепиано или оптофон — электронный музыкальный инструмент, который одновременно со звуком проецировал цветные изображения. В эти годы он также активно занимался аудиовизуальными исследованиями и разрабатывал свою методику преподавания, которая могла бы научить так называемому «цветному слуху» — умению видеть цвет музыки. Необычные теоретические интересы в 1939 году привели художника к патенту хамелеон-метода, с помощью которого впоследствии был создан пятнистый камуфляж для маскировки войск.