Религиозные картины — это произведения, созданные по мотивам христианских сюжетов одного из самых важных памятников человеческой культуры — Библии. В них находит свое отражение представление о красоте и нравственном идеале, размышления о добре и зле. Евангельские сюжеты нередко служили основой для философских раздумий художника о духовной сущности мира — как, например картина Александра Иванова «Явление Христа народу». Свыше двадцати лет работал художник над своим произведением, двадцать четыре раза перерабатывал он композицию картины, более трехсот этюдов было написано им с натуры для самых малых деталей — струящейся воды вокруг камней или ветки дерева.
Этюд «Пейзаж в Олевано», написанный неподалеку от Рима, в Римской Кампанье, также является подготовительной работой Иванова к будущей картине. Художнику удалось здесь минимальными средствами передать ощущение пространства, напоенного светом и воздухом. Сквозь кроны олив просвечивает серо-синее небо. Композиция этюдных работ Иванова резко отличалась от принятой тогда манеры построения картин. У него нет четкого деления на планы, композиция естественна и непринужденна, в ней сохраняется непосредственность зрительного впечатления и одновременно значительное художественное обобщение. И мотив, и цвет, и освещение сливаются в этюде в единый пейзажный образ. И если для художников академической школы одним из важнейших элементов картины был рисунок, то в этюдах Иванов работает прежде всего цветом. Этот нюанс стал характерным для живописи конца XIX века, когда появились «такие решительные, освобожденные от последнего компромисса краски, полнозвучные, свежие, убедительные», по словам Игоря Грабаря.
Этюд написан маслом на бумаге жидким растекающимся мазком, сквозь который просвечивает грунт. Эта техника немного напоминает работу с акварелью. Как пейзажист, Иванов пытался открыть тайну природы. Пытаясь постичь ее красоты, он всматривался в каждую ветку оливкового дерева, в каждый камень, омытый струями прохладной воды. Художник написал множество этюдов горных и равнинных далей, пытаясь передать воздушную атмосферу, окутывающую их тонкой дымкой. Его интересовали состояния природы в разные периоды дня и ночи, при разном освещении.
Свои этюдные работы он писал свободной, смелой кистью, так не похожей на лощеное суховатое письмо законченной картины. В них, как отмечают исследователи, «было таинственное „что-то“, влекущее и подкупающее зрителя, заставляющее его подолгу вглядываться и находить все новые красоты в самых заурядных уголках и „осколках“ природы, — то, чего и следов не осталось в колоссальном рыжеватом и холодном холсте» (А. П. Новицкий, В. А. Никольский).
Этюд «Пейзаж в Олевано», написанный неподалеку от Рима, в Римской Кампанье, также является подготовительной работой Иванова к будущей картине. Художнику удалось здесь минимальными средствами передать ощущение пространства, напоенного светом и воздухом. Сквозь кроны олив просвечивает серо-синее небо. Композиция этюдных работ Иванова резко отличалась от принятой тогда манеры построения картин. У него нет четкого деления на планы, композиция естественна и непринужденна, в ней сохраняется непосредственность зрительного впечатления и одновременно значительное художественное обобщение. И мотив, и цвет, и освещение сливаются в этюде в единый пейзажный образ. И если для художников академической школы одним из важнейших элементов картины был рисунок, то в этюдах Иванов работает прежде всего цветом. Этот нюанс стал характерным для живописи конца XIX века, когда появились «такие решительные, освобожденные от последнего компромисса краски, полнозвучные, свежие, убедительные», по словам Игоря Грабаря.
Этюд написан маслом на бумаге жидким растекающимся мазком, сквозь который просвечивает грунт. Эта техника немного напоминает работу с акварелью. Как пейзажист, Иванов пытался открыть тайну природы. Пытаясь постичь ее красоты, он всматривался в каждую ветку оливкового дерева, в каждый камень, омытый струями прохладной воды. Художник написал множество этюдов горных и равнинных далей, пытаясь передать воздушную атмосферу, окутывающую их тонкой дымкой. Его интересовали состояния природы в разные периоды дня и ночи, при разном освещении.
Свои этюдные работы он писал свободной, смелой кистью, так не похожей на лощеное суховатое письмо законченной картины. В них, как отмечают исследователи, «было таинственное „что-то“, влекущее и подкупающее зрителя, заставляющее его подолгу вглядываться и находить все новые красоты в самых заурядных уголках и „осколках“ природы, — то, чего и следов не осталось в колоссальном рыжеватом и холодном холсте» (А. П. Новицкий, В. А. Никольский).