Шрифт
Цвет
Графика
Персона

Иванов Александр Андреевич

#2

Происхождение и ранние годы

#3
Родился в семье профессора Императорской Академии художеств. Именно отец преподал сыну первые уроки живописи и привил любовь к искусству, повлиял на мировоззрение, творческий подход.
#4
В одиннадцать лет (1817 год) юный Иванов стал вольноприходящим, «посторонним», учеником в Академию художеств. И если поначалу произвел впечатление на преподавателей далеко не таланта, то впоследствии удивил всех свои всепреодолевающим трудолюбием. Его преподаватель, А. Е. Егоров, был так удивлен прорывом своего воспитанника, что даже посчитал, будто тому помогает отец-живописец. Однако Иванов впоследствии твердо доказал свою творческую состоятельность и самостоятельность. За успехи в изобразительном искусстве юноша получил две серебряные медали, отдельно золотую медаль за полотно «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора» (1824) и большую золотую медаль за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару» (1827). За последнюю из них Иванова также наградили званием художника XIV класса.
#5
«Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора» (1824) и «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару» (1827)
#6

Жизненный путь

#7
По окончании Академии художеств молодой живописец благодаря финансовой поддержке Императорского общества поощрения художников отправился в пенсионерскую поездку в Италию. Написав по требованию Общества картину на тему «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры», в 1830 году выехал в Европу, и через Германию достиг Рима.
#8
«Беллерофонт отправляется в поход против Химеры» (1829)
#9
Из южной страны на родной север художник вернется только в 1858 году.
#10
Первое время в Италии Иванов занимается копированием работ художников Ренессанса, продумыванием картин на библейские сюжеты, пейзажными картинами и усиленным изучением Библии. Тогда-то, в начале 1830 годов, и появляется замысел масштабного полотна «Явление Христа народу». Но к большой работе нужно быть готовым, поэтому на свет появляются, в частности, идеалистическая картина «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» (1833) и благоприятно воспринятое критикой «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» (1834-1836). Благодаря «Явлению Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванов получил даже звание академика, а сама картина была помещена в Эрмитаж.
#11
«Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» (1833) и «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» (1834-1836)
#12
И после этого русский живописец почувствовал, что он готов к воплощению своего грандиозного замысла. Однако, начавшись в 1835 году, работ над «Явлением Христа народу» затянулась на 20 лет. Причем, когда картина в своей относительно малой версии была готова, художник ее не закончил и взял холст, намного превышающий по размерам изначальный — 540×750 см. Работа над фигурами, пейзажем, композицией, альбомными этюды, подготовительные зарисовки занимали все время. Не помогал и кризис веры, который переживал Иванов.
#13
«Явление Христа народу» (1835-1857)
#14
Переживая еще и финансовые трудности (в определенный момент пенсионерство и финансовая поддержка Общества поощрения художников закончились), Иванов даже бросал работу над «Явлением…», чтобы хоть как-то поддержать свое существование, оплатить аренду огромной мастерской и труд натурщиков. В начале 1850-х рождается даже еще более масштабный замысел — серия фресок в специально выстроенном здании, которое должно было стать современной интерпретацией Священного писания. Однако эта идея нашла свое отражение только в большом количестве черновиков.
#15
В 1858 году, когда «Явление Христа народу» (1857) было, наконец, закончено художник прибыл в Россию вместе со своим главным трудом. Но здесь его надежды на большую выручку за труд своей жизни не оправдались. Критика приняла полотно сдержано. Месяц спустя после возвращения Иванов заболевает холерой и умирает.
читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
Содержание скрытоПоказать
%label%
%title%
%author%
%subjects_count_text%
%title%%type%