В натюрморте каждый художник пытается выразить свое отношение к окружающему миру, раскрыть то понимание прекрасного, которое присуще ему и его времени. Люди создают вещи, пользуются ими, часто не замечая их. А предметы, окружающие человека, живут своей тихой жизнью, и не случайно в английском и немецком языках для обозначения натюрморта используют термин still life или stilleben, что означает «тихая жизнь».
Благодаря пристальному взгляду художника перед нами открывается скрытая сущность вещей, которые рассказывают о вкусах, привычках их владельцев, становятся некой моделью «малого мира». Жанр натюрморта утвердил эстетическую ценность привычных, обыденных вещей. А художники достигли необычайного совершенства в передаче многообразия предметов материального мира.
В России натюрморт как самостоятельный жанр стал развиваться в конце XVIII — начале XIX века, в официальных документах его называли «живопись цветов и фруктов». Признанным мастером натюрморта был Иван Фомич Хруцкий, написавший множество прекрасных картин. На его творчество оказали большое влияние голландские натюрморты XVII века.
Композиция «Натюрморта» достаточно проста и непринужденна, она призвана продемонстрировать красоту представленных предметов. Каждый из них: плетеная корзинка с фруктами, стакан и графин, ваза с цветами — выписан почти с фотографической точностью, занимает строго отведенное ему место, не заслоняет собой остальные и вызывает желание рассмотреть его во всех подробностях. Художник стремился передать материальность вещей, их объем, цвет.
Продуманное расположение предметов на картине позволяет выявить их фактуру и даже ощутить вес каждого цветка и плода. Картину отличают тщательность письма, красочность и пышность композиции, свойственная голландским натюрмортам. Но в то же время работы Ивана Фомича Хруцкого писались не с натуры, а в мастерской, и в них часто изображались растения, растущие в разное время, которые в обычной жизни сложно увидеть вместе. Нередко художник повторял раз найденную композицию с незначительными изменениями, добавляя все новые предметы.
Благодаря пристальному взгляду художника перед нами открывается скрытая сущность вещей, которые рассказывают о вкусах, привычках их владельцев, становятся некой моделью «малого мира». Жанр натюрморта утвердил эстетическую ценность привычных, обыденных вещей. А художники достигли необычайного совершенства в передаче многообразия предметов материального мира.
В России натюрморт как самостоятельный жанр стал развиваться в конце XVIII — начале XIX века, в официальных документах его называли «живопись цветов и фруктов». Признанным мастером натюрморта был Иван Фомич Хруцкий, написавший множество прекрасных картин. На его творчество оказали большое влияние голландские натюрморты XVII века.
Композиция «Натюрморта» достаточно проста и непринужденна, она призвана продемонстрировать красоту представленных предметов. Каждый из них: плетеная корзинка с фруктами, стакан и графин, ваза с цветами — выписан почти с фотографической точностью, занимает строго отведенное ему место, не заслоняет собой остальные и вызывает желание рассмотреть его во всех подробностях. Художник стремился передать материальность вещей, их объем, цвет.
Продуманное расположение предметов на картине позволяет выявить их фактуру и даже ощутить вес каждого цветка и плода. Картину отличают тщательность письма, красочность и пышность композиции, свойственная голландским натюрмортам. Но в то же время работы Ивана Фомича Хруцкого писались не с натуры, а в мастерской, и в них часто изображались растения, растущие в разное время, которые в обычной жизни сложно увидеть вместе. Нередко художник повторял раз найденную композицию с незначительными изменениями, добавляя все новые предметы.